На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

В мире прекрасного

5 697 подписчиков

Свежие комментарии

Житейские истории на картинах

На этот раз речь пойдет о художнике-передвижнике Иване Богданове. Он не так известен, как его более именитые художники, зато на самих картинах есть типичные жизненные ситуации и тонкий психологизм. 

Житейские истории  на картинах Картина, Искусство, Живопись, Художник, История, Дореволюционная Россия, Длиннопост

"Новичок" (1893)
Пожалуй, это самая известная картина Богданова. Ее часто любят публиковать в подборках типа "картины, которые не показывают в школе". А еще иногда вместе со "Свиданием" Маковского и "Тройкой" Перова в постах о тяжелой жизни подмастерьев. Сюжет, на первый взгляд, понятен. Мальчика отдали сапожнику, а тот напился и ругает его, может, даже рукоприкладствует. В дореволюционной России детский труд применялся очень широко в том числе потому, что детям меньше платили. Зарплата взрослого рабочего была 20-25 рублей в зависимости от специализации. Детям платили максимум 6-7 рублей. Считалось, что таким образом ребенок получит профессию, а еще крышу над головой и еду с хозяйского стола, ну а родители небольшие, но деньги. Обычно так пристраивали крестьянских детей из бедных семей, которых родители к тому же иногда не могли прокормить. Условия часто зависели от доброты мастера, и частенько были скотские. Ну а пьяный сапожник - прямо клише. Кстати отправить ребенка учиться к сапожнику была не самая плохая перспектива. Услуги их были востребованы, поэтому считалось, что подобным ремеслом человек в любом случае сможет прокормиться. Полноценной индустрии по производству готовой одежды и обуви в 19 веке еще не было, все как правило было штучным товаром ручного производства и стоило недешево.
Ну и несколько личных наблюдений. Живет сапожник не богато. Помещение потрепанного вида, тут и его его комната, а в смежном тесном помещении работают подмастерья. Дело происходит однозначно в городе. На это указывает и плитка на стене, в деревенских домах ее не было. Печка типа буржуйки часто стояла в домах городской бедноты. Стены оштукатурены и облеплены гравюрами и какими-то вырезками из газет, а крестьяне этим не заморачивались. Мебель дешевая, но столярной работы, не самопал. Но все же сапожник, на мой взгляд, явно выходец из деревни. На нем типично крестьянская рубаха и штаны, ботинки на босу ногу, борода. Горожане тоже иногда носили бороды, но более аккуратные и обычно придавали ей форму. Если заменить задний фон, то он вполне органично бы смотрелся на фоне деревенской избы. То есть этот сапожник, почти наверняка, сам так же приехал из деревни, прошел жестокую школу жизни, закрепился в городе и теперь также обращается со с другими.

Житейские истории  на картинах Картина, Искусство, Живопись, Художник, История, Дореволюционная Россия, Длиннопост

"За расчетом" (1890)
Эта картина, на мой взгляд, примерно о том же. На первый взгляд на ней все очевидно. Мужчина, по виду крестьянин, пришел получить деньги за работу и не сошелся в оплате с нанимателем. Однако присмотримся к помещению и героям.
Нанимаемый - типичный крестьянин, явно не богатый. У него на ногах в холодное время года лапти. Значит, у него либо нет сапогов, либо есть, но он их бережет. Человек, к которому он пришел, может сойти и за горожанина. Жилетки крестьяне обычно не носили, да еще и цепочка, возможно, от часов. Внешне он больше похож на мелкого купчишку, приказчика, лавочника, просто мещанина других занятий. Но его жена одета как крестьянка. Платок, юбка, поверх нее понева (типа передника) - классика. И белая рубаха, которую крестьянка могла бы надеть только по особым поводам, для работы в поле или по хозяйству это не практично.
Чай хозяева пьют из самовара, что было по карману не всем крестьянам, а рядом еще и чашка, которая бы для крестьянки была расточительством. Такое же смешение городского и деревенского во всей комнате, как и на первой картине. Стены оштукатурены, и на них подобие обоев. Мебель тоже городская, не деревенские самоделки. На стенах то ли лубочные картинки, то ли гравюры, то ли вырезки из газет.  Но при этом на окнах нет занавесок (у горожан они обычно были), традиционный крестьянский рушник (полотенце над зеркалом). То есть дело происходит в городе, но наниматель тоже родом из крестьян.
При этом хозяин имеет то, что дорого для обычного крестьянина, но все же не особо богатый. Штукатурка потрескалась, ремонта в комнате давно не было, а главное, все в одном флаконе. И кровать за шторкой, и стол для чаепития, а позади еще и конторка для работы. Вернемся к нанимаемому. Крестьяне часто приезжали на заработки в город, особенно в зимний сезон, когда сельскохозяйственных работ нет, а время до весны есть. Чаще всего шли в извозчики. Эта деятельность подходила для временного трудоустройства и подработок, потому что не требовала образования и специальных навыков, да и работа всегда была. Некоторые перевозили пассажиров, некоторые, их называли ломовыми, грузы. Так что, вероятно, это тот самый случай. Наниматель явно не настолько богат, чтобы он лично нуждаться в перевозках. Был бы купцом или его приказчиком, общался бы с ним в конторе или лавочке, а не дома в тесноте. Больше похоже на посредника, вербовщика, главу небольшой артели, подрядчика, промежуточное звено между купцом, которому реально могла бы понадобиться перевозка грузов, и самими мужиками. Может, даже из своих земляков для дела нанимает, обычная ситуация. Полный расчет обычно получали в конце сезона перед началом сельскохозяйственных работ.
И вот извозчик недополучил зарплату. Похоже, что его попытались кинуть если не на всю зарплату, так на ее часть. Почему наниматель такой наглый? Вероятно, рассчитывает, что крестьянин не станет тратить время на разбирательство в компетентных органах, ему домой пора. Доходы извозчика во многом кстати зависели от того, была ли у него своя лошадь, или арендованная у нанимателя (иногда нанимали просто людей, которые работали на предоставленных им лошадях).  Тех, кто был без лошади, кинуть было проще. А еще, почти наверняка, он еще и работал не легально, а просто по договоренности. Официально работавшие извозчики должны были получать  специальный жетон. Но этим заморачивались те, кто работал постоянно. Сезонные "бомбилы" обычно нет.
То есть наниматель сам был крестьянином, но переехал в город и немного приподнялся, почувствовал себя важным человеком и теперь презрительно смотрит на по сути такого же крестьянина и кидает его на деньги. Типичная история и для нашего времени.

Житейские истории  на картинах Картина, Искусство, Живопись, Художник, История, Дореволюционная Россия, Длиннопост

"Воспоминания"
А эта картина уже не о жестокости, а о ностальгии, возможно, грусти о прошедшем. Женщина, судя по черному платку, скорее всего вдова, смотрит на свой свадебный наряд. Но кстати в отличие от бедноты из прежних постов, она, скорее всего, из слоев обеспеченных, ну или была обеспеченной. Обстановка, на первый взгляд, аскетичная. Однако такое кресло как у старушки бедноте было бы не по карману. В домах мещан такое вряд ли бы стояло. А еще на полу паркет. Тоже недешевое удовольствие. В большинстве случаев полы были просто дощатые. Ну и свадебный наряд. Девушки попроще обычно выходили замуж в просто в самых красивых вещах из своего гардероба. Ну или шили такое платье, какое могли бы переделать позже в парадно-выходное и надевать по праздникам. А тут целый ансамбль из белого платья, похоже, шелкового, туфель, фаты, перчаток, зонтика. Ну а если бабулька была состоятельной, то вспомнить ей было о чем.
Вот такие у меня получились  наблюдения. Надеюсь, было интересно. 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх