На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

В мире прекрасного

5 697 подписчиков

Свежие комментарии

И снова интересные штрихи к картинам

На этот раз присмотримся к картинам замечательного художника-передвижника Фирса Журавлева (1836 - 1901).

И снова интересные штрихи к картинам Художник, Картина, Искусство, Познавательно, Живопись, Русская живопись, Длиннопост
И снова интересные штрихи к картинам Художник, Картина, Искусство, Познавательно, Живопись, Русская живопись, Длиннопост
И снова интересные штрихи к картинам Художник, Картина, Искусство, Познавательно, Живопись, Русская живопись, Длиннопост

"Перед венцом" (1874)
Начнем с самой известной картины Журавлева "Перед венцом".  Сюжет на первый взгляд очевиден. Девушку насильно выдают замуж. Мать дочери сочувствует, но с мужем не спорит и продолжает с унылым видом держать хлеб-соль. Отец держит икону, которой собирается благословлять молодых. Дочь бросается ему в ноги, но папенька неумолим. И в этот момент входит семья жениха. Конфуз да и только. Позже художник написал смягченную версию, но остановимся на  первом варианте. Обычно во всех описаниях пишут, что отец насильно выдает дочь замуж ради финансовой выгоды. А вот какой - уже более интересный вопрос. Поделюсь своими наблюдениями и идеями на этот счет. Отец - явно купец. Длинная борода, штаны заправлены в сапоги. Одет довольно просто. Но сама обстановка комнаты совсем не бедная. Она просторная, в ней большое количество дорогих икон. К тому же паркет тоже дорогой. Он набран из разных пород дерева. Это вам не советский паркет елочкой, такое мог позволить себе далеко не каждый. Могу предположить, что он просто выходец из старообрядческой среды, среди купцов их было много.  Старообрядцы часто одевались подчеркнуто скромно. Возможно, дочку он принарядил, а сам  изменять своим привычкам не стал. Этим же можно было бы объяснить и подчеркнутую патриархальность и отсутствие сантиментов. Скорее всего, навязанный брак - не жест отчаяния, попытка решить финансовые проблемы. К тому же на девушке изысканное платье и крупные золотые украшения. Теперь присмотримся к семье жениха. Он одет элегантно и мог бы сойти за аристократа. Но мне лично кажется, что он тоже купец. По крайней мере находящаяся рядом с ним женщина (скорее всего, мать) больше похожа на купчиху. А стоящая рядом девушка, на мой взгляд, сделала примерно тот же прокол, что и купеческая дочка на картине "Сватовство майора". На ней белое платье, больше похожее на бальное (незамужние девушки обычно надевали на бал платья белые или пастельных тонов) или свадебное (тогда это тоже  не очень уместное решение). Деньги на платья есть, а выбирать их в соответствии с поводом она еще не научилась. Стоящий рядом мальчик одет в "народном" стиле, что нетипично для семьи аристократа. Возможно, сын от первого брака. Тогда это и не желание повысить социальный статус, породнившись с дворянами. Возможно, это попытка объединить капиталы богатых купеческих семей, построить совместный бизнес. Либо еще один вариант, на который меня наталкивает состав семей. В семье жениха мы не видим потенциального свекра. Значит, он либо умер, либо немощен, и всеми делами заправляет именно жених. Мы видим родителей и дочь, но нет ее братьев или сестер. Конечно, может, они вышли погулять на улицу,  не пришли по уважительным причинам, просто "не попали в кадр". Но думаю, это не случайно. Вероятно, это единственная дочь богатого папеньки. А тот, будучи уже пожилым человеком, хочет передать свое дело в надежные руки. А может, и все вместе, и жених оказался идеальным кандидатом.

И снова интересные штрихи к картинам Художник, Картина, Искусство, Познавательно, Живопись, Русская живопись, Длиннопост

"Жена-модница" (1872)
На первый взгляд все очевидно. Жена обзавелась новым нарядом и красуется перед мужем в ожидании комплиментов, а ему не до этого, да еще и транжирство раздражает. Семья явно не очень богатая. Интерьер вроде и милый, но кресло мужа малость потрепано. Мы видим фрагмент другой комнаты, мебель там в чехлах. Обычно такое бывает либо если ей не пользуются, либо наоборот, пользуются, но берегут и боятся испортить. Муж - человек явно интеллигентной профессии. Похоже, что работает именно дома. Стол завален книгами,. Их явно больше чем надо, чтобы почитать на досуге. Слева от мужа видна стопка бумаг. Вряд ли бы чиновник таскал все это с работы домой, чтобы работать и в свободное время. Возможно, мужчина - "фрилансер", потому и доход нестабильный. Читала в одном описании к картине, что черное кружево на платье - это  кружевная шаль, которая вышла из моды, и женщина пустила ее на драпировку. Похоже на правду. В этом случае она пришла похвастаться не новым нарядом, а удачной идеей, как обновить свой уже ношеный. «Вот какая я молодец, сэкономила». Но мужу все равно не до этого, он работает.

И снова интересные штрихи к картинам Художник, Картина, Искусство, Познавательно, Живопись, Русская живопись, Длиннопост

"Замечталась" (1884)
На мой взгляд, лиричная картина. Девушка из явно небогатой семьи. Платье красивое, но по меркам того времени не очень дорогое. Комната тоже весьма скромная. Даже пол дощатый, а не паркет. Но все же семья интеллигентная. Книги, карта, глобус, чернильница. Девушка сидит за рабочим столом, но скорее всего, не своим, а  брата. Книги и глобус - скорее, атрибут учащегося. Школьника или студента. У барышень в комнатах такое редко встречалось, а по возрасту она явно старше гимназистки. Возможно, она села за стол, чтобы написать письмо, пока брата нет дома. Перед ней стопки писем. Если она их бережно хранит, то они от дорогого ей человека. А пока она думала, что же написать, замечталась о чем-то очень приятном для нее.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх