Думаю, что каждый человек знает народные промыслы своей страны. В России - это Жостовские подносы, Хохломская роспись, Палехский художественный промысел, Городецкая игрушка, стеклодувный промысел в Гусь - Хрустальном и многое другое. А в Чешской республике? Житель Моравии в первую очередь назовёт Тупескую керамику.
Археологи утверждают, что люди жили на территории южной Моравии ещё в эпоху палеолита. И тогда уже появляются первые изделия из глины, которой так богата эта область. Древнейшая известная науке керамическая статуэтка была найдена недалеко от деревни Дольни Вестонице на юге Моравии.
А вот деревня Тупесы начинает свою историю с начала 13 века. Жили здесь различные ремесленники, но большинство были гончары, ведь глины в этом крае много, и она, как говорят мастера, отличного качества.
Первая керамика была неказистая на вид. Вот такая.
Новый вид керамики- Габанский фаянс- появился на Моравии в 16 веке.
Я напомню, кто такие габане.
В 1525 году в Германии появляется новое протестантское движение габане. Габанами их стали называть по сочетанию двух слов «haus haben». Германия к тому времени была уже лютеранской страной. Но несмотря на это, протестанты габане не смогли прижиться ни там, ни в Швейцарии. Учение их было достаточно радикальным. Они отвергали власть, право собственности, не крестили детей. Человек мог получить крещение только во взрослом возрасте и по своему желанию. Габане строили закрытые дворы и жили коммунами. Ребёнок воспитывался в семье до трёх лет, далее воспитание его брала на себя коммуна. Гонимых ото всюду габан взяла под своё покровительство моравская знать. В 16 веке в Моравском маркграфстве оказались самые толерантные люди в Европе.
Габане были хорошими ремесленниками, так что их хозяйства всегда процветали. Из Германии и Италии они принесли новое для Моравии ремесло – габанский фаянс.
Вообще технология фаянса появилась в Испании на острове Майорка, отсюда и название керамики майолика. Далее знаменитым керамическим центром стал итальянский город Фаэнца, давший название фаянсу, керамике, обжигаемой при температурах не выше 1000 градусов. Ну а дальше о новых технологиях в керамическом производстве узнали и во Франции, и в Голландии, и в Германии. Габане, несмотря на свой изолированный от общества стиль жизни, тоже научились делать фаянсовые изделия, правда, роспись изделий у них была особенная. Сначала они использовали только растительные орнаменты и только 4-х цветов: зелёный, жёлтый, фиолетовый и синий. Красную краску использовать было нельзя, так как она напоминает кровь. Габанский фаянс был необыкновенно популярным. Каждый дворянский род имел в своём замке сервиз из габанского фаянса.
Но пришёл 1620 год, после сражения на Белой горе Габсбурги упрочили своё положение, а в Богемии и Моравии начинается рекатолизация. Габане уходят в Словакию, где было немного свободнее. Но и оттуда они вынуждены были уйти. Часть ушла в Россию. Узнаёте?
Это уже Гжель. Изделия гжельских мастеров испытали на себе влияние габанского фаянса. До сих пор остатки габанских коммун есть в Америке и Канаде.
Производство габанского фаянса освоили на Моравии народные умельцы, привнеся в роспись свои народные мотивы. Но постепенно эта традиция была практически утрачена. К началу 20 века редкие мастера на Моравии делали фаянсовую расписную посуду.
Но однажды в Тупесах появился человек, который вдохнул новую жизнь в народный славянский промысел. Звали его Ярослав Уржедничек.
Сам он был родом из соседней с Тупесами деревни Напаедли. Отец его был гончаром, но сын решил стать инженером, учился в Брно, в Вене и в конце концов вернулся в родную деревню. Стал работать на сахарном заводе, женился, решил открыть своё дело и купил мельницу. Но случилось несчастье, пожар. Мельница сгорела, и Уржедничек с женой и детьми решил переехать в Тупесы, где в 1904 году он открыл магазин. Но и торговлей занимался не долго. В Тупесах был небольшой кирпичный завод, его выставили на продажу, и Уржедничек решил завод купить. Он ведь был инженер, кирпичи делали тогда ещё в Тупесах вручную, а Уржедничек решил производство механизировать. Так бы, может, и занимался Ярослав Уржедничек производством кирпичей до конца своей жизни, если бы не школьный учитель его детей Добиаш. Он пробудил интерес у Уржедничка к старой славянской керамике. И в 38 лет успешный предприниматель решил свою жизнь изменить. Сначала он пошёл учиться на курсы керамики в Ходонин, потом поехал в Прагу. И наконец, узнав, что в Словакии ещё был мастер, делающий габанский фаянс, поехал туда перенимать опыт. Несколько лет прошло, прежде чем Уржедничек смог наладить фаянсовое производство в Тупесах. Причём, если сначала он пытался копировать изделия старых габанских мастеров, то через некоторое время у его артели появился свой почерк. Отличительной чертой тупеской керамики стала тупеская роза.
Придумала её дочь Ярослава Уржедничка Божена. Дело в том, что артель Уржедничка состояла из членов его семьи. Все они были заняты в этом промысле. А семья была большая. От первого брака было 7 детей, а когда первая жена умерла, Уржедничек женился второй раз. Во втором супружестве родилось 15 детей. Итого, все 22 ребёнка помогали отцу в производстве фаянсовых изделий.
В семье Уржедничка всегда царил мир, всех объединяло одно дело, одна забота. Старшие со временем обзаводились семьями, становились сами мастерами, преподавали в художественных училищах. Таким образом, семейное производство Уржедничка получило распространение по всей Моравской Словакии, славянский фаянс стал популярен не только в Чехословакии, но и в других странах.
До сих пор в Тупесах и окрестных селениях живут художники - потомки Ярослава Уржедничка, а также его ученики и продолжатели традиций славянского фаянса.
К сожалению, сейчас люди уже не так охотно покупают традиционные изделия ручной работы. В больших магазинах простые чашки стоят дёшево, а это для многих играет немаловажную роль. Промысел переживает трудное время. Но всё-таки он жив, не так – то просто мастерам отказаться от традиций своих отцов и дедов. Если пройти по Тупесам и окрестным селениям, то почти на каждом доме будет вывеска «Керамика». Есть в Тупесах и музей керамики. Здесь всех приветливо встречают. Люди в Моравской Словакии вообще отличаются необыкновенным радушием. В музее с радостью расскажут историю славянского фаянса, особенности технологии, можно увидеть и художников, занятых росписью.
Вообще, при посещении этого края постоянно присутствует ощущение, что ты вернулся в прошлое, в добрую детскую сказку.
Свежие комментарии