На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

В мире прекрасного

5 695 подписчиков

Свежие комментарии

Как на Руси делали скань, финифть и другие очаровательные вещицы: Народные промыслы, которые сегодня незаслуженно забыты

Если спросить современного россиянина о том, какие народные промыслы он знает, скорее всего, прежде всего будут названы гжель, хохлома, жостовская роспись. На самом деле в России существует невероятно огромное количество промыслов. И многие из них, несмотря на былую популярность, незаслуженно ушли в тень. А жаль, ведь они невероятно самобытны и оригинальны.

 

Абашевская игрушка

 

Эти свистульки в виде фантастических животных с длинной шеей и, как правило, многоярусными рогами не похожи ни на что другое. Промысел зародился в середине позапрошлого века в деревне Абашево Пензенской губернии, жители которой зарабатывали изготовлением глиняной посуды. Среди сельских мастеров абашевской игрушки было немало староверов, и считается, что многоступенчатые рога, традиционно встречающиеся в мотивах мастеров, символизируют лестницу к Богу.

 

Абашевска игрушка. Фото:politinform.su

Абашевска игрушка. Фото:politinform.su

Секреты изготовления таких фигурок обычно передавались из поколения в поколение. Сейчас этот промысел не так распространен, как раньше.

 

Финифть

Роспись по белой эмали, называемая «финифть», в старые времена часто использовалась при изготовлении ювелирных украшений. Это довольно старый промысел, зародившийся около 400 лет назад под Вологдой и получивший свое развитие в Ростове Великом. Поначалу мастера изображали на изделиях миниатюрные иконы, но в дальнейшем стали появляться и природные мотивы (цветы, птички и т.п.).

 

Старинный флакон. /Фото:blogspot.com

Старинный флакон. /Фото:blogspot.com

Мастера по изготовлению финифти (так в старину на Руси называли эмаль) до сих пор работают и в Вологде, и в Ростове, а подобные изделия можно встретить в продажи в сувенирных лавках.

 

Более современный вариант финифти. /Фото:rus-promisel.ru

Более современный вариант финифти. /Фото:rus-promisel.ru

 

Костромская скань

Очень интересная ювелирная техника под названием «скань» представляет собой «плетение» узоров из тончайших металлических нитей. На Руси она была известна еще с IX века. Обычно для изготовления изделий (а это могут быть и фигурки людей, и подстаканники, и ювелирные украшения) мастера используют чистые пластичные металлы — золото, медь, серебро.

 

Существует два вида скани – ажурная (для изящных ювелирных изделий) и напаянная на готовую основу (для украшения бытовых предметов – подносов, ваз и т.д.).

 

Этот вид промысла применяли при изготовлении самых разных вещей. /Фото:nazaccent.ru

Этот вид промысла применяли при изготовлении самых разных вещей. /Фото:nazaccent.ru

Самые известные мастера этого промысла жили в селе Красное Костромской губернии. До сих пор там существует фабрика, выпускающая изделия из разных видов металлов с применением техники скани.

 

Костромская скань. /Фото:nazaccent.ru

Костромская скань. /Фото:nazaccent.ru

 

Томская береста

Такой вид промысла, как плетение из бересты, изначально был распространен среди северных мастеров – Вологодских, Новгородских и Архангельских. Однако в конце XVIII столетия уроженцы Архангельской губернии, переселившиеся в Томскую область, стали родоначальниками искусства создавать очень оригинальные и узнаваемые изделия из тисненой и резной бересты.

 

Томская береста. /Фото:tomsk.ru

Томская береста. /Фото:tomsk.ru

Тиснение делают вручную при помощи штамповки, также используется прорезная береста. В качестве орнамента, как правило, изображаются веточки, листики, цветочки.

 

Томская береста. /Фото:tomgrad.ru

Томская береста. /Фото:tomgrad.ru

 

Богородская игрушка

Этот вид промысла возник, как понятно из названия, в селе Богородское. Расположено оно в Московской области, и даже на его гербе запечатлены деревянные фигурки – мужик и медведь. Первые такие игрушки в селе начали делать ориентировочно во второй половине XVIII века, а окончательно сформировался этот промысел к началу XIX столетия. Самые частые герои, изображаемые мастерами богородской игрушки – мужик (чаще всего с топором) и мишка. Встречаются и животные – белки, зайцы, курицы, петухи. Такие игрушки обычно вырезают из мягких пород дерева.

 

Богородская игрушка. /Фото:perunica.ru

Богородская игрушка. /Фото:perunica.ru

У богородской игрушки есть две характерные особенности: во-первых, ее обычно не окрашивают, а во-вторых, в своем классическом варианте она подвижная. Если потянуть за веревочку, привязанную к игрушке, персонаж начинает делать равномерные движения. Всем известный пример такой игрушки – курочки, которые клюют зерно, или лесоруб, который то поднимает, то опускает свой топор.

 

Типичная богородская игрушка (современный вариант). /Фото:perunica.ru

Типичная богородская игрушка (современный вариант). /Фото:perunica.ru

 

Медведи очень часто использовались в качестве героев богородскими мастерами. /Фото:perunica.ru

Медведи очень часто использовались в качестве героев богородскими мастерами. /Фото:perunica.ru

 

Мезенская роспись

Это очень старый вид художественного промысла северных мастеров. Искусство зародилось у берегов реки Мезени.

 

Мезенская роспись. /Фото:vesturism.ru

Мезенская роспись. /Фото:vesturism.ru

Фигуры (в основном это лошади и олени) изображаются схематично, путем нанесения черточек, крестиков, коротких завитков и т.п.. При этом обычно использованы два цвета – красный и черный. Такой росписью мастера чаще всего украшали предметы обихода.

 

Обычно используют красный и черный цвета. /Фото:pinterest.ru

Обычно используют красный и черный цвета. /Фото:pinterest.ru

Промысел был распространен на рубеже XIX -XX веков, но после революции практически сошел на нет и был возрождён только в 1960-х годах.

 

Борецкая роспись

Этот вид росписи, возникший в городке Борок Шенкурсвого уезда, существует не одну сотню лет. До сих пор в этих краях есть талантливые художники, получившие секреты мастерства от отцов и дедов.

 

Борецкая роспись. /Фото:Максим шанин.

Борецкая роспись. /Фото:Максим шанин.

Орнамент росписи состоит их треугольников, ромбов, завитков, кружков, а цвета обычно используются разнообразные – коричневый, красный, зеленый, желтый, реже – синий.

 

Борецкая роспись. / фото:showbell.ru, коллекция О.Поповой

Борецкая роспись. / фото:showbell.ru, коллекция О.Поповой

 

Шемогодская резьба

Шемогодская резьба, или, как ее еще называют «берестяное кружево» представляет собой технику сквозной прорези и тиснения по бересте. Наибольшее развитие этот промысел получил в XVIII веке благодаря искусству мастеров Шемогодской волости Великоустюгского уезда.

 

Шемогодская резьба. /Фото:factsabout.ru

Шемогодская резьба. /Фото:factsabout.ru

Чаше всего такой резьбой украшали шкатулки, туески, сундучки. При выполнении узора, как правило, соблюдается строгая симметрия. До сих пор такие изделия можно встретить в продаже в сувенирных лавках Великого Устюга и Вологодской области в целом.

 

Шедевры мастеров-резчиков. /Фото:slavyanskaya-kultura.ru

Шедевры мастеров-резчиков. /Фото:slavyanskaya-kultura.ru

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх