В мире прекрасного

5 730 подписчиков

Свежие комментарии

  • Наталия Кузнецова (Мунштукова)
    Очень и очень!!!Антонио Фрилли - ...
  • Наталия Кузнецова (Мунштукова)
    Интересно!Эмануэле Дасканио
  • Виктория Иванова
    И живьем видела, и на репродукциях, и в кино, но не могу осмыслить как житель земли мог сотворить такое необыкновенно...«Пьета» Микеландж...

Художник Фёдор Васильев (1850 – 1873). Трагедия русской живописи

Художник Фёдор Васильев (1850 – 1873). Трагедия русской живописи

Ф.А. Васильев. Портрет работы И.Н. Крамского

 

Искусствоведы называют художника Фёдора Васильева настоящим гением пейзажа и если бы художник прожил дольше отпущенных ему судьбой 23 лет, то его имя, ныне почти забытое, было бы в ряду имён самых блестящих живописцев России и мира.

 

Биография художника Фёдора Васильева

 

Художник Фёдор Александрович Васильев родился в феврале 1850 года в Гатчине, в семье мелкого почтового служащего Александра Васильева, который сожительствовал (сейчас бы сказали, что жил в гражданском браке) с мещанкой Ольгой Емельяновной Полынцевой. Поскольку родители в церкви не венчались, их дети – дочка Евгения и рождённый позже Фёдор – были незаконнорожденными и не имели права на отчество и фамилию своего отца.

Вскоре после рождения Фёдора родители будущего художника перебрались в Петербург и свой брак, наконец-то, узаконили, родили ещё двух «законных» сыновей. А Фёдор так до конца жизни и жил с правами и комплексами незаконнорожденного ребёнка.

Александр Васильев, отец Фёдора, был человеком неприятным: злоупотреблял спиртным и карточной игрой, отличался маниакальной подозрительностью и был домашним тираном. В общем, типичный отрицательный мерзопакостный персонаж из романов Ф.

М. Достоевского. Дети росли в атмосфере бедности, бытовой неустроенности и регулярных страшных семейных скандалов. Можно предположить, что именно такое «злое» детство и сформировало одну из самых ярких черт характера Фёдора Александровича Васильева – целеустремлённость. Люди, которые впоследствии лично знали художника Васильева отмечали его просто феноменальную целеустремлённость.

Маленький Федя с раннего детства увлёкся рисованием, очень скоро начал достаточно точно перерисовывать картинки из журналов, а в возрасте 10 лет весьма прилично писал мелом и масляными красками.

 

Художник Фёдор Васильев (1850 – 1873). Трагедия русской живописи

Деревня

 

В гимназию Фёдора Васильева взяли за редкостно чистый и звонкий голос, который всегда выделялся в церковном хоре. Учился мальчик бесплатно – из милости. И постоянно подвергался насмешкам со стороны одноклассников – бедный и незаконнорожденный. Да ещё и работает в каникулы на почте за 1 рубль в месяц (мальчик помогал почтальону носить тяжёлую почтовую сумку).

В возрасте 12 лет Фёдор оставляет гимназию и начинает работать на почте – разбирает корреспонденцию и выполняет всякую мелкую работу. При этом мальчик не забывает про рисование и после каждого рабочего дня спешит на вечерние классы в Рисовальную школу при Обществе поощрения художеств, а очень скоро оставил работу на почте и устроился на должность помощника к одному из лучших российских реставраторов при Академии художеств Петру Соколову (через несколько лет Васильеву припомнят и это – шутники будут намекать, что Васильев попал в Академию не как все, а через задний двор).

Когда Фёдору исполнилось 15 лет в Обуховской больнице скончался Васильев-старший и всё большое семейство оказалось на плечах незаконного наследника – работать Феде пришлось в два раза больше.

 

Фёдор Васильев. В начале творческого пути

 

В возрасте шестнадцати лет будущий гений русского пейзажа познакомился с двумя «великими русскими Иванами» — Крамским и Шишкиным. Дружба с Крамским продлится до самой смерти Васильева и Крамской, вспоминаю о своём молодом друге, будет всегда говорить, что творчество Васильева оказала сильнейшее влияние на всё творчество его, Крамского.

Ах, Васильев! Это, батюшки, такой феномен, какого еще не было на земле!.. Я такой одарённой натуры еще не встречал!

И.Н. Крамской

Подружился Васильев и с Репиным.

Я зашёл от света, чтобы видеть картинки, и онемел, – картинки меня ошарашили… Я удивился до полной сконфуженности… Скажи, ради бога, да где же ты так преуспел? – лепечу я. – Неужели это ты сам написал?! Ну, не ожидал я!.. Небо-то, небо… Как же это? Неужели это без натуры?.. Я никогда еще не видывал так дивно вылепленных облаков, и как они освещены!!!

И.Е. Репин

Что же касается Шишкина, уже академика живописи на момент знакомства с Васильевым, то он, Шишкин, очень быстро признал молодого художника равным себе и в 1867 году оба живописца отправились в совместную творческую поездку на Валаам (на картине Шишкина «У церковной ограды. Валаам», можно разглядеть раскинувшегося на траве беззаботного и счастливого Феди Васильева).

После возвращения с Валаама Иван Шишкин спешно отправился в Елабугу, где просил у своего благословения на брак с Евгенией Васильевой – сестрой Фёдора.

А Васильев, после возвращения с Валаама, представил на выставке «Общества поощрения художеств» картину «На острове Валааме. Камни» — картина чрезвычайно понравилась меценату и попечителю «Общества» Павлу Сергеевичу Строганову.

 

Художник Фёдор Васильев (1850 – 1873). Трагедия русской живописи

На острове Валааме. Камни

 

Строганов картину купил, а молодого художника взял под свою опеку, начал снабжать художника-самородка денежными средствами и пригласил проживать в своих имениях «Знаменское» в Тамбовской губернии и «Хотень» в губернии Сумской.

Нужно ли говорить, что для художника-пейзажиста такая возможность вырваться на природу была просто бесценной. Проживание, полный пансион, персональная коляска для поездок по окрестностям имений в поисках тем… О чём ещё мог мечтать начинающий художник?

 

В зените славы. Художник Фёдор Васильев

 

Прошло всего два года и юноша из нищей семьи, под деятельным покровительством графа Строганова, приобрёл, кроме всего прочего, ещё и светский лоск, и аристократические манеры.

Позднее Крамской напишет:

Он, этот мещанин по происхождению, держал себя всегда и всюду так, что не знающие его полагали, что он, по крайней мере, граф по крови.

А Васильев работал просто не покладая рук, писал невероятно много, почти не спал, и, как впоследствии отметят современники, торопился жить. Картины молодого художника раскупались буквально с мольберта, а сам художник стал желанным гостем в аристократических домах империи и любимцем столичной богемы.

И он никому не отказывал: часто бывал в театре, на балах и на катке. А потом работал и работал. И учился. Иван Крамской удивлялся способностям своего друга:

Учился он так, что казалось, будто живёт в другой раз, и что ему остается что-то давно забытое только припомнить.

В 1871 году, на конкурс «Общества поощрения художеств», Васильев представил свою новую картину «Оттепель» — работа получила первый приз.

 

Художник Фёдор Васильев (1850 – 1873). Трагедия русской живописи

Оттепель

 

А вторым стал Алексей Саврасов с картиной «Печерский монастырь под Нижним Новгородом».

Это был очень громкий успех. На конкурсе победил совсем молодой (только 20 лет) художник, которого и художником-то нельзя называть, поскольку автор картины не получил системного образования, без дворянского происхождения, нищий… Да что нищий! У него даже отчества нет (по законам Российской империи незаконнорожденный ребёнок не имел права носить отчества своего отца).  А его работа становится первой. Мало того, наследник престола, будущий император Александр III, заказывает копию «Оттепели» и эта копия висит не в бане или охотничьем домике, а в Аничковом дворце.

Можно было бы предположить, что у наследника престола, известного русофила, из-за любви к «посконному и домотканному» несколько искажён вкус от любви ко всему русскому. Однако, через год «Оттепель» отправляют на Всемирную выставку в Лондон – и успех молодого художника становится международным. Англичане просто поражены талантом Васильева. Английские газеты пишут:

Мы желали бы, чтобы г. Васильев приехал к нам в Лондон и написал бы наши лондонские улицы во время быстрой оттепели… Не он ли настояний артист для этой задачи!

Невероятный триумф! Кто-то может сказать, что триумф ранний и не совсем заслуженный. Но не сам Васильев, который знает, как долго и невероятно тяжело он шёл к этому успеху.

 

Художник Фёдор Васильев (1850 – 1873). Трагедия русской живописи

После дождя. Просёлок

 

Самое время почить на лаврах, но художник с головой погружается в работу. Не забывает он и про обязательную светскую жизнь. И однажды, катаясь на катке, разгорячённый художник взял и как ребёнок наелся снега.

Врачи заподозрили, что у молодого человека начинается чахотка и настоятельно рекомендовали Фёдору Александровичу покинуть Петербург с его гнилым климатом и перебраться на юг, лучше в Крым.

 

Начало трагедии художника Фёдора Васильева

 

А Васильев, как только почувствовал себя лучше, вместо Крыма отправился в строгановское имении «Хотень», а после, с таким же сорви головой художником Кудрявцевым, начал работать в Финляндии и направился «перекрикивать Иматру» (было такое светское развлечение – забраться на обледенелые скалы у потоков ревущего водопада, по разные его стороны, и до хрипоты в голосе перекрикиваться друг с другом. Кто первый перекричит).

Из Финляндии Васильев вернулся совершенно больным. Столичные эскулапы поставили художнику страшный диагноз – туберкулёз горла. И одно лечение – Крым. Если хочешь ещё пожить, ещё что-то написать, то только целительный воздух Крыма может дать такую возможность.

Как не противился Васильев поездке в Крым, а ехать пришлось. Художник собрался в дорогу. Вместе с матерью и любимым маленьким братом Романом, Васильев отправился в Крым. А все его друзья, единомышленники и любимые коллеги остались в столице. В Петербурге остался и привычный образ жизни. На берегу великолепного Чёрного моря Васильев чувствовал себя так, как чувствует себя выброшенная на берег рыба.

 

Художник Фёдор Васильев (1850 – 1873). Трагедия русской живописи

После грозы

 

А волшебная природа Крыма молодого художника совсем не заворожила. Крым показался Фёдору Александровичу излишне ярким, кричащим, вычурным и… бесконечно чужим. Васильев писал Ивану Крамскому:

Тоскую по России и не верю Крыму.

Удивительное дело, но именно такие же чувства испытает и Левитан в Крыму – тоска по средней полосе России. У Васильева тоска была ужасной – он скучал по лесам и рекам средней полосы, по степям и болотам. Скучал, понимая, что может так статься и он этой красоты уже не увидит. Никогда!

И теперь писал Крамскому:

О болото, болото! Если б Вы знали, как болезненно сжимается сердце от тяжкого предчувствия. Ну, ежели опять не удастся мне дышать этим привольем, этой живительной силой просыпающегося над дымящейся водой утра? Ведь у меня возьмут всё, если возьмут это. Ведь я, как художник, потеряю больше половины!

А здоровье художника всё ухудшалось – бывали такие дни, когда врачи запрещали Васильеву даже из комнаты в комнату переходить. И когда наступало улучшение, художник снова работал и работал.

В свою первую «крымскую зиму» Фёдор Александрович написал «Мокрый луг» — крымская картина совсем не про крымскую природу. Луг был написан по памяти, от тоски. Эту картину Васильев, с огромным волнением, отправил в Петербург своему другу Ивану Крамскому.

 

Художник Фёдор Васильев (1850 – 1873). Трагедия русской живописи

Мокрый луг

 

  • Может быть картину примут на выставку и она сможет выиграть какой-то денежный приз? Художник нуждался и 100 рублей, которые выделяло «Общество поощрения художников», на троих было мало. Впрочем, художнику помогал Третьяков – однако исключительно в счёт будущих картин.

«Мокрый луг» выставили на конкурс, но первое место получил «Сосновый бор» Ивана Шишкина. А за картину Васильева началась почти война. Война между великим князем Николаем Константиновичем и Третьяковым. Последний надеялся, что Васильев отдаст ему картину в счёт долга. Нуждающийся художник этому воспротивился. Однако, картина досталась Третьякову. Перебил ценой. За тысячу рублей. Цена немалая. Впрочем, Васильев к этому времени был должен меценату что-то около этой суммы и картина «ушла» в Третьяковскую галерею. В счёт долга. Ожидаемых денег Васильев так и не получил.

 

Фёдор Васильев. Всё кончено!

 

С трудом, постепенно, Васильеву удалось прижиться на новом месте, и природа Крыма стала ему понятна и, наконец-то, тронула сердце художника. Эти два последних года в короткой жизни художника стали, несмотря на изнуряющую тяжёлую болезнь и чуждое окружение, самыми плодотворными в творчестве Фёдора Александровича. Он работает, как одержимый – практически перестаёт спать ночами. Любимое дело помогает ему не думать о приближающейся смерти. А о возможном выздоровлении художника уже никто и не мыслит.

Иногда в гости к Васильеву приезжают друзья, чаще он получает письма… Художник, как и прежде, мечтает «побродяжить» по просторам России с Репиным и Шишкиным, надышаться вольным ветром степей, запахом полевых цветов, войти в призрачный рассветный туман над рекой… Однажды, в долгую бессонную ночь, он вдруг явственно увидел картину «Христос в пустыне», к написанию которой только-только приступил Крамской…

Больного художника навестил Айвазовский «со свитой», как иронизировал Васильев. Зачем пришёл? Как потом писал в своём письме Крамскому художник:

…Осчастливил своим посещением г. Айвазовский, и сообщил между другими хорошими советами, рецепт краскам, с помощью коих наилучшим манером можно изобразить Чёрное море.

В марте 1873 года художник закончил картину «В крымских горах». Это была последняя работа, которую Васильев представил на конкурс в «Общество поощрения художников».

 

Художник Фёдор Васильев (1850 – 1873). Трагедия русской живописи

В Крымских горах

 

Картина получила первую премию и у больного художника появился шанс на выздоровление. Васильев пишет в Академию прошение о присвоении ему звания художника 1-й степени без экзамена по научному курсу на основании уже написанных работ. Звание художника 1-й степени решало для Васильева несколько серьёзных проблем:

  • он жил в Крыму по просроченному паспорту, выданному на фамилию Васильев (художник не имел права на эту фамилию, как незаконнорождённый). Звание могло решить проблему и с документами, и с фамилией;
  • художник 1-й степени имел право на бесплатное лечение за границей.

Чиновники Академии долго думали и, наконец-то, прислали ответ – в просьбе отказать, но учитывая былые заслуги присвоить звание «почётного вольного общника».

Уже после похорон художника, его несчастная мать рассказывала Крамскому, как прочитав письмо её сын очень долго стоял обескураженный посреди комнаты, а потом сказал обречённо «всё кончено», лёг в постель и уже не встал. 24 сентября 1873 года великого русского пейзажиста не стало. Похоронили Васильева в Ялте на Поликуровском кладбище.

 

Картины художника Фёдора Васильева

 

Художник Фёдор Васильев (1850 – 1873). Трагедия русской живописи

Рассвет

Художник Фёдор Васильев (1850 – 1873). Трагедия русской живописи

Болото в лесу. Осень

Художник Фёдор Васильев (1850 – 1873). Трагедия русской живописи

Возвращение стада

Художник Фёдор Васильев (1850 – 1873). Трагедия русской живописи

Волжские лагуны

Художник Фёдор Васильев (1850 – 1873). Трагедия русской живописи

Летний жаркий день

Художник Фёдор Васильев (1850 – 1873). Трагедия русской живописи

Перед грозой

Художник Фёдор Васильев (1850 – 1873). Трагедия русской живописи

Заброшенная мельница

Художник Фёдор Васильев (1850 – 1873). Трагедия русской живописи

Вид на Волге. Барки

Художник Фёдор Васильев (1850 – 1873). Трагедия русской живописи

Перед дождём

Художник Фёдор Васильев (1850 – 1873). Трагедия русской живописи

Перед грозой

Художник Фёдор Васильев (1850 – 1873). Трагедия русской живописи

Крымские горы зимой

Художник Фёдор Васильев (1850 – 1873). Трагедия русской живописи

В Крыму. После дождя

Художник Фёдор Васильев (1850 – 1873). Трагедия русской живописи

В церковной ограде. Валаам

Художник Фёдор Васильев (1850 – 1873). Трагедия русской живописи

Пейзаж. Парголово

Художник Фёдор Васильев (1850 – 1873). Трагедия русской живописи

Берег Волги после грозы

Художник Фёдор Васильев (1850 – 1873). Трагедия русской живописи

После дождя

Художник Фёдор Васильев (1850 – 1873). Трагедия русской живописи

Прибой волн

Художник Фёдор Васильев (1850 – 1873). Трагедия русской живописи

Утро

Художник Фёдор Васильев (1850 – 1873). Трагедия русской живописи

На реке. Ветреный день

Художник Фёдор Васильев (1850 – 1873). Трагедия русской живописи

В окрестностях Петербурга

Художник Фёдор Васильев (1850 – 1873). Трагедия русской живописи

Тополя

Художник Фёдор Васильев (1850 – 1873). Трагедия русской живописи

Вечер в Крыму

Художник Фёдор Васильев (1850 – 1873). Трагедия русской живописи

Близ Красного села

Ссылка на первоисточник

Картина дня

))}
Loading...
наверх