На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

В мире прекрасного

5 697 подписчиков

Свежие комментарии

Разоблачить Яна ван Эйка

В XV веке европейская живопись вдруг резко шагнула вперед. Этот период назвали Возрождением. А почему, собственно, так получилось? Художники вдруг научились рисовать? Рассказываем.

В 2001 году в мире искусства разгорелся скандал — вышла книга «Тайное знание: восстановление утраченных техник старых мастеров». Ее авторы: британский художник Дэвид Хокни и профессор оптических наук в Университете штата Аризона Чарльз Фалько — утверждали, что художники эпохи Возрождения были не талантливее своих коллег, живших в Средневековье. Может, лишь чуточку смелее, так как не боялись пользоваться благами цивилизации.

Художник Дэвид Хокни за исследовательской работой

Рассматривая как-то рисунки Жана Огюста Доминика Энгра, Дэвид Хокни заметил, что они реалистичны до мельчайших деталей и напоминают картины лидера поп-арта Энди Уорхола, который, как известно, иногда проецировал на холст фотографии и обрисовывал их. Британец предположил, что Энгр тоже мог хитрить. Это было возможно, если применять камеру-люциду — устройство, которое через призму позволяло получать на бумаге оптическую иллюзию рисуемого изображения. Художнику оставалось лишь обвести его и дорисовать детали. В начале XVII века прибор описал немецкий математик, механик и оптик Иоганн Кеплер. А в 1807 году, который приходился на середину творчества Энгра, его запатентовали. 

Хокни продолжил изучать творчество мастеров прошлого и обнаружил, что в эпоху Возрождения картины вдруг стали очень реалистичны. Так, на полотне Яна ван Эйка «Портрет четы Арнольфини» удивительно точно воссозданы даже блики на люстре. Произведя расчеты, физик Чарльз Фалько подтвердил, что люстра написана в идеальной проекции, чего невозможно достичь без вспомогательных средств. Подсказку, что именно помогло художнику воспроизвести сложнейшие блики, дала сама картина. На увеличенном фрагменте видно, что изображенное на ней зеркало является выпуклым. А значит, были и зеркала вогнутые, которые вполне могли спроецировать люстру на полотно. Дэвид Хокни доказал это, воспроизведя фрагмент картины с помощью вогнутого зеркала в качестве линзы. Причем размер спроецированной им люстры точно совпал с той, которую изобразил Ян ван Эйк. 

  • Фрагмент полотна «Портрет четы Арнольфини» (Ян ван Эйк, 1434 год) — первый известный в европейской живописи парный портрет

  • Детализированные фрагменты картины: люстра

  • Отражение в зеркале на стене

Так родилась теория Хокни — Фалько о том, что художники прошлого облегчали себе труд с помощью оптических приборов. Разумеется, у нее нашлось множество противников, которые в основном ссылались на отсутствие документальных свидетельств. Но разве каждый мастер готов раскрыть свой секрет? Тем более, во времена охоты на ведьм?

Впрочем, даже противникам теории нечего возразить на то, что упоминания о прообразе современного фотоаппарата — камере-обскуре — встречаются еще в V веке до н. э. Сначала она представляла собой затемненное помещение с отверстием в одной из стен. Через него пускался свет, и на противоположной стене возникала перевернутая проекция изображения, которое находилось по ту сторону отверстия. В Средние века камера-обскура в основном использовалась астрономами. Считается, что под нужды искусства ее приспособил Леонардо да Винчи, описавший прибор в своем «Трактате о живописи». 

Камера-обскура, несомненно, помогала воспроизвести детали, но у нее был большой недостаток: можно было проецировать изображение не более 30 см². Именно такой размер имеют головы людей на картинах «Портрет дожа Леонардо Лоредана» Джованни Беллини, «Портрет мужчины в красном тюрбане» Робера Кампена. Написать большее полотно можно было, лишь собирая детали по частям, как коллаж. В 1500-х годах линзы увеличились и стало возможным получить проекцию любого размера. Но художников поджидали другие проблемы. 

  • Фрагмент картины «Антея» (Франческо Пармиджанино, 1535-1537 годы)

  • «Ужин в Эммаусе» (Микеланджело Меризи да Караваджо, 1602 год)

  • Здесь и далее: различные варианты камеры обсукура

Во-первых, прямая проекция от линзы на стену была зеркальной. Поэтому, пока конструкцию не снабдили дополнительным зеркалом, герои на многих картинах оказывались левшами. 

Во-вторых, некоторые фрагменты были не в фокусе. Чтобы исправить это, приходилось постоянно менять положение холста и «пазлы» не всегда идеально подходили друг другу. Поэтому, если посмотреть на «Антею» Франческо Пармиджанино, можно заметить, что у красавицы богатырское правое плечо. А на полотне «Ужин в Эммаусе» Караваджо разведенные руки апостола Петра одинаковы по размеру, хотя левая находится ближе и должна выглядеть крупнее.

Прибор совершенствовался, и, если сначала художники предпочитали о нем молчать, постепенно его применение перестало быть большим секретом. Так, Каналетто уже не скрывал, что использует камеру-обскуру, создавая свои восхитительные виды Венеции. А Клод Лоррен обладал специальным мольбертом, в крышку которого изнутри было вмонтировано чуть выпуклое зеркало из темного стекла. С помощью него мастер писал пейзажи.

Фотограф Абелардо Морелл превратил комнату отеля «Палаццо Грасси» в огромную камеру-обскуру. Он спроектировал вовнутрь изображение снаружи: вид на Гранд-канал и мост Академии. Венеция, 2007 год

В наши дни художники тоже зачастую используют проекторы и другие приспособления, чтобы спроецировать картинку, а затем дорисовать ее. При желании эксперимент Хокни может повторить каждый. Но никакой оптический прибор не сделает из простого человека великого художника. И теория Хокни — Фалько это только доказывает.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх