На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

В мире прекрасного

5 697 подписчиков

Свежие комментарии

Что на самом деле рассказал на картине «Приезд гувернантки в купеческий дом» Василий Перов

Картины Перова – это всегда изобилие важных социальных тем, сюжеты которых подобраны очень тонко и мудро. Не каждый художник – реалист отражал тему детского труда, тему алкоголизма, религиозного раскола, зажиточных церковных служителей, и, конечно, тему острых социальных неравенств. Всё это в своих великолепных работах затрагивал Перов. Последний мотив нашел свое отражение в известной работе Перова – «Приезд гувернантки в купеческий дом». Какие проблемы удалось поднять в своей работе художнику?

 

Василий Перов и его работы

Василий Перов и его работы

 

Василий Перов первым в русском искусстве продемонстрировал на своих полотнах истинную картину крестьянской жизни (с нищетой, голодом, скорбью и несправедливостью). Картины Перова – это художественный гнев автора, его пронизывающая палитра, сострадание. И все это, конечно, не оставляет зрителя равнодушным. Перов - увлеченный наблюдатель жизни простых людей. Его композиции просты и понятны, его картины выразительны и точны. Палитра Перова ограничена: он мастер тональной живописи, порой практически однотонной, пастельной. Есть только одна работа Перова, которая показалась критикам излишне пестрой (необычной для кисти художника) – «Приезд гувернантки в купеческий дом». И важно, что пестрит она не только красками, но и значительными социальными проблемами.

Сюжет

Что мы видим на полотне?

То, что отражает само название работы. Мы видим кульминационный момент – приезд гувернантки в дом купца, который вызвал немалый интерес у всех домочадцев (начиная с членов семьи и заканчивая домашней прислугой). Анализ стоит начать с рассмотрения жестов и эмоций героев и того, как именно каждый персонаж картины принял гостью.

«Приезд гувернантки в купеческий дом»

Купец

Купца Перов изобразил зажиточным, упитанным взрослым мужчиной лет 50. Во время приезда девушки герой находится в домашней одежде (бархатный малиновый халат, который он не удосужился сменить на более приличный наряд и поэтому его приходится прикрывать рукой). Купец пригласил ее к себе в дом, чтобы та обучила его детей грамоте и манерам. Есть ли манеры у самого купца? Сомневаюсь. Обратим внимание на его взгляд. Высокомерный, сверху вниз. Очень оценивающий взгляд, словно на товар, добротность которого он желает определить. Хотя на что смотреть? Ведь широту знаний человека не выдаст его внешность.

Гувернантка и купец

Гувернантка и купец

Гувернантка

Девушка – невероятная скромница, которая при входе в чужой дом склонила голову, а руки сложила в молитвенный жест. Девушка кланяется торговцу, который смотрит на нее с подозрением - кто это? Откуда она пришла? Ее наряд скромный, как и ее нрав: строгое темно-коричневое платье с прикрывающим плечи платком. Невинность и молодость ее лет выдает небесно-голубая лента в волосах (это одно из ярких элементов в однотонной палитре картины). В платке, как мне видится, кроется намного больше смысла. Это не только и не столько символ молодости лет, сколько символ чистоты ее души и бескорыстности. Девушка пришла в этот дом с благими и чистыми намерениями – обучить детей купца грамоте и манерам, поделиться своими знаниями. Сами хозяева дома вряд ли отличаются высокими аристократическими манерами. Иначе стали бы они столь непристойно и надменно смотреть на бедное дитя? Да еще и открытыми ртами. В этой семье отсутствуют понятия благородства, понимания, гостеприимства и хоть какое-либо приличие. Оба родителя не видят в девочке особой важности, они стремятся к тому, чтобы у них было «все как у людей». Иметь гувернантку – означало в ту эпоху быть хоть немного ближе к высокому кругу людей.

Фрагмент

Фрагмент

Сын купца

Рядом с торговцем находится сын. Этот молодой отпрыск – копия своего отца. С абсолютно идентичным снисходительным взглядом. И сюртук на нем, вполне возможно, отцовский (слишком длинный). Его усмешка и взгляд, по словам самого художника Перова, бессовестный и любопытный, доставят интеллигентной девушке немало хлопот.

Сын купца

Сын купца

Жена и дочь купца

За спиной, словно за каменной стеной, выглядывают жена купца, помощница по дому и дочь. Они тоже смотрят на гостью с огромным любопытством. А вот дурные манеры видны невооруженным глазом - они стоят с открытыми ртами. Но вскоре гувернантка научит девочку грамоте, шитью и нравам высшего общества. Ее детское личико полно удивления и радости - ведь это к ней приехала учительница. А вот хозяйка дома так скоро прибежала на это необычное событие, что забыла спустить рукава (по всей видимости, ранее она занималась домашними делами).

Домочадцы

Домочадцы

Слуги торговца

Слева в темной стороне дома выглядывают слуги торговца. Их интерес к новой персоне не меньше других, но в их глазах нет высокомерия. Вскоре к ним присоединится молодая дама с хорошими манерами. Там же, в темной углу, все еще лежит чемоданчик и шляпница гувернантки.

Какое будущее ждет молодую и бесправную девушку в этом доме? Она не глупа. Она понимает безвыходность своего положения, и, безусловно, осознает, что здесь ей будет нелегко. Девушке придется терпеть разные унизительные выходки благородных персон, приказной тон и безусловное повиновение всем распоряжением главы семейства. Эта картина бесценна своим разнообразием затронутых социальных тем. Это и социальное неравенство (высокомерный взгляд купца), и невежество (поведение детей), отсутствием элементарного воспитания и гостеприимства (ведь девушку даже не удосужились пригласить в дом и помочь раздеться). Василий Перов, один из важнейших живописцев XIX века, одним из первых заострил внимание на бесправности эпохи и тяжелом положении людей, вынужденных путем наемной работы сплошь и рядом становиться в унизительное положение. Сегодня картина «Приезд гувернантки в купеческий дом» находится в Москве в Третьяковской галерее.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх