Лев Каменев (1833 – 1886) «Пейзаж с избушкой»
Пейзаж, как самостоятельный жанр живописи, утвердился в России примерно в середине XVIII века. А до этого периода пейзаж был фоном для изображения иконописных композиций или частью книжных иллюстраций.
Про русский пейзаж 19-го века написано очень много и писали такие, без преувеличения, большие специалисты в области живописи, что мне, по существу, добавить нечего.
От себя я могу порекомендовать галерею «Русский современный пейзаж», которую я собрал в прошлом году. И ещё хочу, очень коротко, напомнить историю русского пейзажа.
Первопроходцами российской пейзажной живописи называют Семёна Щедрина, Фёдора Алексеева и Фёдора Матвеева. Все эти художники изучали живопись в Европе, что наложило определённый отпечаток на их дальнейшее творчество.
Щедрин (1749 – 1804) получил известность, как автор работ с изображением императорских загородных парков. Алексеева (1753 – 1824) прозвали русским Каналетто за пейзажи с изображением памятников архитектуры Петербурга, Гатчины и Павловска, Москвы. Матвеев (1758 – 1826) большую часть жизни работал в Италии и писал в духе своего учителя Гаккерта. Работам этого талантливого итальянского художника подражал и М.М. Иванов (1748 – 1828).
Специалисты отмечают в развитии русской пейзажной живописи 19-го века два этапа, которые органически не связаны друг с другом, но хорошо различимы. Эти два этапа:
- реалистический;
- романтический.
Граница между этими направлениями чётко сформировалась к середине 20-х годов XIX века. К середине восемнадцатого века русская живопись начинает освобождаться от рационализма классической живописи XVIII века. И большое значение в этих переменах имеет русский романтизм, как отдельное явление в российской живописи.
Русский романтический пейзаж развивался по трём направлениям:
- городской пейзаж в основе которого лежали работы с натуры;
- изучение российской природы на основе «итальянской почвы»;
- русский национальный пейзаж.
Владимир Муравьёв (1861 – 1940), «Голубой лес»
Владимир Орловский (1842 – 1914), «Летний день»
Пётр Суходольский (1835 – 1903), «Троицын день»
Иван Шишкин (1832 – 1898), «Рожь»
Ефим Волков (1844 – 1920), «Лесное озеро»
Николай Астудин (1847 – 1925), «Горная дорога»
Николай Сергеев (1855 – 1919), «Летний пруд»
Константин Крыжицки1 (1858-1911), «Звенигород»
Алексей Писемский (1859 – 1913), «Лесная речка»
Иосиф Крачковский (1854 – 1914), «Глицинии»
Исаак Левитан (1860 – 1900), «Берёзовая роща»
Василий Дмитриевич Поленов (1844-1927), «Старая мельница»
Михаил Клодт (1832 – 1902), «Дубовая роща»
Аполлинарий Васнецов (1856 – 1933), «Ахтырка. Вид усадьбы»
Андрей Шильдер (1861 – 1919), «Весенний лес. Березовые брёвна»
Фёдор Васильев (1850 – 1873), «Рассвет»
Арсений Мещёрский (1831 – 1902), «Перед грозой»
Руфин Судковский (1850 – 1885), «Буря на морском берегу»
Сергей Васильковский (1854 – 1917), «Шлях»
Никанор Чернецов (1804 – 1879), «Крымский пейзаж»
Илья Репин (1844 – 1930), «Летний пейзаж»
Алексей Саврасов (1830 – 1882), «Вид на Кремль от Крымского моста в ненастную погоду»
Алексей Боголюбов (1824 – 1896), «Крестный ход в Ярославле»
Свежие комментарии