На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

В мире прекрасного

5 695 подписчиков

Свежие комментарии

О чём рассказывают руки на картинах известных художников

Руки – это не просто часть тела человека, тем более для художников, чьим главным рабочим инструментом является все же не кисть, а гениальные руки творца. Еще в момент зарождения изобразительного искусства след от руки художника использовался как подпись автора. Отношение к пальцам и кистям рук как к средству выражения чувств и эмоций встречается у многих художников разных эпох и стран.

Если присмотреться к полотнам Микеланджело, Леонардо да Винчи и других легендарных художников, становится ясно, что для них руки это не просто конечность для манипуляций, а орган для обогащения знания и общения. Она умеет осязать, постигать и исследовать. Всего лишь легкое прикосновение кончиком пальца и металл обретает холод и силу, бумага – гладкость и хрупкость, а вода – податливость.

 

Альбрех Дюрер. «Руки молящегося»: самая известная фейковая история создания

 

 

Альбрех Дюрер. "Руки молящегося"

Альбрех Дюрер. "Руки молящегося"

Сложенные в молитве прекрасные руки с длинными изящными пальцами, с одной стороны говорят о высоком происхождении их обладателя, с другой, то преклонение и скорбь, с которой они сложены в молитве, дают возможность убедиться в искренности человека, знавшего лишения.

Об этих руках сложено множество мифов. Согласно самому распространенному из них эти руки принадлежат брату художника, который был вынужден работать в шахте и обеспечивать обучение Дюрера. Однако эта версия не выдерживает даже поверхностной критики. Среди искусствоведов больше распространена версия о том, что это набросок для картины «Алтарь Геллера», на ней есть апостол с похожими руками. Но есть и более интересная версия – «Руки молящегося» это самостоятельная работа, причем законченная, и ее цель – продемонстрировать виртуозность художника. Проще говоря, реклама.

 

Леонардо да Винчи. «Мадонна в скалах»: сложная композиция и множество жестов

 

Леонардо да Винчи. «Мадонна в скалах».

Леонардо да Винчи. «Мадонна в скалах».

Эта работа одна из первых живописных работ Леонардо, в которой он отошел от традиционного изображения Марии с младенцем в статике. Напротив, художник нарисовал группу, расположенную в пространстве в своей любимой геометрической форме – пирамиде. Леонардо тщательно прорисовал все мельчайшие детали, специалисты легко определяют породы скал и особенности флоры на этой картине. Но все же сразу бросаются в глаза именно руки и жесты героев.

И Иоанн, и Иисус, и Ангел, и сама Мария жестикулируют и их руки складываются в тетраксис, который олицетворяет символ вселенной. При этом, Леонардо, обожающий контрасты, и прославившийся не только мастером, уделяющим огромное внимание рукам, но и не избегающего уродства или отталкивающих черт на своих картинах. Так, на этой работе у утонченной и изящной Марии крупные руки со скрюченными и морщинистыми пальцами. Руки младенца и Ангела тоже вовсе не кажутся милыми и трогательными, скорее наоборот, они крупные, а их жесты уверенные и твердые. Все это лишь усиливает двойственность, контраст и диссонанс.

 

Микеланджело. «Сотворение Адама»: самые растиражированные руки из классики

 

 

Микеланджело. «Сотворение Адама».

Микеланджело. «Сотворение Адама».

Фрагмент с потолка Сикстинской капеллы «Сотворение Адама», пожалуй, самое популярное произведение искусства, где столь большое внимание уделено рукам и прикосновению. Кропотливая работа Микеланджело, до этого уже снискавшего славу великолепного скульптора, действительно заслуживает уважения, хотя бы потому что ею он спас свою репутацию талантливого художника и творца. Ему было поручено обновление Сикстинской капеллы, хотя он не имел опыта в росписи. Но художник оказался не так прост, и в итоге получилось то, что получилось – шедевр, перешагнувший через века.

Прекрасно сложенный Адам остается неподвижным, лишенным жизненной энергии и Бог-Отец, парящий среди ангелов, лишь одним прикосновением сильной руки должен вдохнуть в него жизнь. Рука Адама, сильная и вместе с тем прекрасная в своей гармонии, безвольно лежит на колене, Бог же тянет свою руку к руке, которая создана по образу и подобию и почти касается пальца Адама. Именно это «почти» создает то самое напряжение и волнение, которое наполняет воздух электрическим разрядом. Доля секунды и божественная жизнь пробьет ключом тело первого человека.

 

Мауриц Корнелис Эшер. «Рисующие руки»: визитная карточка и нераскрытая тайна

 

 

Мауриц Корнелис Эшер. «Рисующие руки».

Мауриц Корнелис Эшер. «Рисующие руки».

Несмотря на то, что у искусствоведов много вопросов к этому произведению, ответы на которые они вряд ли когда-то получат, одно остается несомненным – именно человеческие руки и то, что они олицетворяют и есть главная мысль художника. Если фон и рубашка набросаны схематично, то сами руки прорисованы детально: вены, слегка набухшие, бугрятся под кожей, складки на сгибах пальцев, держащих карандаш, ногти, чуть светлеющие к кончикам. Одна рука рисует другую, при этом сама, будучи изображением. Круг замыкается и относит к размышлениям о Боге и роли Творца.

Считается, что Мауриц создал свое творение вдохновившись работой да Винчи – наброском с двумя женскими руками, которые также получили известность. «Рисующие руки» Маурица расположены не зеркально, нижняя рука закрывает запонку, тогда как на другой руке детали рубашки видно отчетливо.

 

Василий Тропинин. «Кружевница»: простота и изящество

 

 

Василий Тропинин. «Кружевница».

Василий Тропинин. «Кружевница».

Если все предыдущие произведения искусства, так или иначе имеют свою захватывающую историю и неразгаданную тайну, над которыми бьется ни одно поколение искусствоведов, то в случае с кружевницей Тропинина все просто. И именно в этой простоте и заключается уникальность и притягательность картины. Для Тропинина характерны работы с изображением портрета конкретного человека, зачастую рабочей профессии. Так называемый «портрет-тип», ставший для художника основным направлением работы.

Кроме «Кружевницы» Тропинин написал еще несколько работ, посвященных женщинам схожих профессий. Нередко художника критиковали за изнеженность и легкость рук белошвеек, ведь их труд вовсе нельзя назвать легким. Игривый взгляд и легкий взмах руки – кажется, что женщина занята любимым хобби, а не сложной рутинной работой. Однако Тропинин никогда не был борцом, а на картине лишь юная красавица с горящим взглядом и легкой рукой, создающая красоту.

 

Вильям Бугро. «Разбитый кувшин»: девушка, «держащая себя в руках»

 

Вильям Бугро. "Разбитый кувшин".

Вильям Бугро. "Разбитый кувшин".

Автор более 800 гениальных картин, которые не были оценены при жизни художника, Вильям Бугро определенно умел изображать человеческое тело, особенно внимательно относился к женской натуре. Собственно за это его и невзлюбили современники, обвиняя в излишнем эротизме. Он один из тех художников, которые очень активно использовал в своем творчестве изображения рук, для выражения эмоций и чувств.

«Разбитый кувшин» одна из его работ, которая стоит особняком, ведь в ней нет религиозного посыла, материнства и младенцев, которыми пронизано практического все его творчество. Расстроенная юная девушка, присевшая у разбитого кувшина, в глазах которой читается досада и раздражение, вероятно на саму же себя, но в центре ее руки, которые она крепко сцепила. И в этой небольшой детали – ее раскрасневшихся натруженных руках, вся неоднозначность ситуации, ведь несмотря ни на что, ей попадет за разбитый кувшин.

 

Виктор Попков. «Семья Болотовых»: руки как символ семьи

 

 

Виктор Попков. «Семья Болотовых».

Виктор Попков. «Семья Болотовых».

Изображение рук и их использование в качестве основного средства выражения мысли используется и современными художниками. Виктор Попков из тех мастеров кисти, которые изображают действительность без прикрас, а зачастую и ее негативную сторону. Вот и на теплой кухне Болотовых явно произошла какая-то бытовая ссора. Однако на картине не сам момент ссоры, а некое «послевкусие», оставшееся после нее. Понятно, что супруги злятся друг на друга, однако их связывает нечто большее, чем узы брака.

Ребенок, которого отец передает матери открытой ладонью и та готовность, с которой она его принимает, как бы свидетельствует о том, что, несмотря на земные неурядицы, семья Болтовых в надежных руках этих двух взрослых людей.

Руками можно исцелять и уничтожать, приласкать или ударить, создавать шедевры, выражать самые разные эмоции. Для многих художников они становились неотъемлемой частью образа героя картины, помогая еще больше раскрыть его характер и чувства.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх