На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

В мире прекрасного

5 695 подписчиков

Свежие комментарии

Неизвестный подтекст известных картин

Хочу добавить еще один пост о знаменитых картинах и о том, что осталось за кадром. Иногда это даже интереснее самих сюжетов. Сегодня речь пойдет о двух  известных художниках Викторианской Англии, которых англичане очень любят и сейчас. Викторианская живопись интересна еще и тем, что многие художники не только были между собой хорошо знакомы, но и состояли в самых запутанных отношениях. Эти английские джентельмены дружили, ссорились, отбивали друг у друга жен, любовниц и любимых моделей, все в лучших Шекспировских традициях. Многое достойно экранизации.

Неизвестный подтекст известных картин Живопись, Картина, Искусство, История, Художник, Англия, Длиннопост

Начну с одной из самых известных картин, которая, пожалуй, вторая по популярности после утонувшей "Офелии" Милле, про нее у меня уже был пост. Автор - Уильям Холман Хант. Картина "Пробудившийся стыд" (1853) изображает девушку с пониженной социальной ответственностью, которая внезапно осознала греховность своего бытия.  Картина  уже много раз проанализирована вдоль и поперек, поэтому просто приведу справку из википедии. "На левой руке у женщины нет обручального кольца. По всей комнате разбросаны напоминания об упущенной жизни: кошка под столом играет с пойманной птицей; часы укрыты под стеклом; висящий на фортепиано гобелен не закончен; нити, разрозненно лежащие на полу; на стене висит картина Фрэнка Стоуна; на полу брошен текст музыкального оформления Эдварда Лира лирической поэмы Альфреда Теннисона «Слёзы, праздные слезы», а на фортепиано стоит произведение «Часто в тихую ночь» Томаса Мура, рассказывающее об упущенных возможностях и грустных воспоминаниях о счастливом прошлом. Искусствовед Элизабет Преттеджон отмечает, что хотя интерьер на картине теперь рассматривается как «викторианский», он всё же источает пошлость нувориша, что было бы неприятно современному зрителю. На рамке картины написан стих из Книги притчей Соломоновых (25:20): «Что снимающий с себя одежду в холодный день, что уксус на рану, то поющий песни печальному сердцу». Еще один интересный прием - зеркало позади пары, в котором видно то, что впереди. А впереди цветущий сад, который, по мнению некоторых искусствоведов, символизирует потерянный райский сад. Идею художнику подал роман Диккенса "Дэвид Копперфилд". В поисках прототипа падшей женщины он обошел массу злачных заведений, а нарисовал в итоге со своей невесты. И по иронии судьбы оказался не далек от истины.
Моделью стала Энни Миллер (1835 - 1925). Она была дочерью бедного солдата. На момент встречи с Хантом ей было 15 лет. Она разносила напитки в его любимом баре. Чем она зацепила художника, остается только гадать. Не было у нее ни приличного воспитания, ни хоть какого-то образования, но Хант влюбился, ввел ее в круг своих друзей и попытался выступить в роли этакого Пигмалиона. "Окультуривание" шло со скрипом, к тому же бывшая официантка очень любила тратить деньги, которых у нее до этого отродясь не водилось. Ханта это не радовало, начались первые размолвки, но тем не менее помолвка состоялась. В 1854 году художник решил совершить путешествие в Палестину, а невесте своей посоветовал заняться самообразованием под опекой своих товарищей, включая друга Милле, и разрешил ей им позировать. Однако после возвращения его ждал неприятный сюрприз. За время отъезда невеста успела не только позировать многочисленным художникам, не только оговоренным друзьям, но и закрутить бурный роман с художником Россетти. Сей итальянец был известен любвеобильностью не меньше, чем творчеством, к тому же уже  состоял в отношениях с "Офелией" Элизабет Сиддал, самым известным "лицом" Викторианской эпохи. Две самые известные модели своего времени оказались соперницами и на любовном фронте. Сиддал страдала, ревновала, и волне возможно, это тоже способствовало ее досрочной кончине.
Вышел большой скандал, подкрепленный новым бурным романом с аристократом Героном Джонсом. Разорвать помолвку удалось в 1859 году, и тогда несостоявшаяся невеста начала шантажировать Ханта, что опубликует их любовную переписку. Хант снова раскошелился. После этого Энни  собиралась еще  и в суд на него подать за то, что он на ней не женился (законы Англии это позволяли). И подала бы, наверное, если бы ей не подвернулся Томас Томсон, кузен ее любовника Джонсона. За него она и вышла замуж. В итоге она пережила и жениха Ханта, и всех своих любовников, и мужа, и несчастную "Офелию", и всех рисовавших ее художников,  а умерла в 90 лет. Но и это еще не финал истории картины о стыде.

Неизвестный подтекст известных картин Живопись, Картина, Искусство, История, Художник, Англия, Длиннопост
Неизвестный подтекст известных картин Живопись, Картина, Искусство, История, Художник, Англия, Длиннопост
Неизвестный подтекст известных картин Живопись, Картина, Искусство, История, Художник, Англия, Длиннопост

В роли развратного нувориша на картине Ханта изображен предположительно другой известный художник и закадычный друг автора Леопольд Эгг (1816 - 1863). Под влиянием старшего товарища он написал  триптих «Прошлое и настоящее» (1858).  На первой картине мы видим лежащую на полу женщину, умоляющую о прощении. Рядом сидящий непреклонный муж. В руке от сжимает письмо, вероятно, любовное, попирает ногой предположительно украшение с портретом любовника, такие были популярны в то время. А еще можно увидеть разрезанное пополам яблоко, одна часть которого брошена на пол рядом с женщиной, а вторая пронзена ножом. Еще на столе лежат ножницы с разведенными концами. Обратите внимание на картины на стенах. Слева на стене можно рассмотреть картину, где Адама и Еву изгоняют из рая. Под ней миниатюрный женский портрет. Справа аналогичный набор. Внизу  мужской портрет. Что изображено на картине над ним я точно не разобрала, мне кажется, это море и одинокая лодка. Это явно намек на происходящее с супругами. Дочери  строят карточный домик, тоже вероятный  намек на хрупкость семейных уз. И строят они его на книге Бальзака (на более качественных репродукциях можно рассмотреть его имя). Англичане вообще неоднозначно относились к французам, да и сам Бальзак не раз писал о непростых взаимоотношениях). Ну и возвращаясь к "стыду", тут аналогичный прием с зеркалом. А в нем видна распахнутая дверь, типа туда и дорога. Слева внизу зонт и сумка. И вот обратите внимание на руки женщины, на них браслеты вместе напоминают наручники или кандалы, только золотые. То ли намек на то, что к ней относятся как к преступнице, то ли что в браке она была как в золотой клетке, как узница.
На второй картине дочери уже взрослые. Отец умер, старшая в траурном одеянии, младшая рыдает у нее на коленях. И сама обстановка комнаты явно бедная, намного беднее богатой гостиной. Портреты родителей перекочевали и сюда, они по обе стороны от окна. Отец разорился, может, с горя спился или просто из-за жизненных неурядиц. А за окном унылая луна, которая точно совпадает с луной на третьей картине.  На третьей под мостом сидит изгнанная жена. Любовнику она тоже оказалась не нужна и осталась один на один со своими проблемами. На коленях у нее босоногий ребенок, возможно, от любовника. Рядом разбитая лодка и пустая корзина. А на стене афиши с говорящими названиями «Жертвы»   и «Лекарство от любви», и реклама туров в Париж. Грусть и безнадега. Мне это напоминает роман "Мадам Бовари". На всякий случай уточню, что описание триптиха я сделала исходя из личных наблюдений, поэтому это моё субъективное мнение, которое может не совпадать с мнением читателей. Если у вас есть другие идеи или дополнительная информация, напишите это в комментариях.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх