В мире прекрасного

5 727 подписчиков

Свежие комментарии

  • Ed Red
    Лица персонажей настораживают - нет света, а то и просто неприятные.Станковая живопис...
  • Виктория Иванова
    Блевонтин.Не особо хочется ...
  • Логинов Георгий
    Бесспорно, талантливый художник - на правильном пути мифологии.Станковая живопис...

Айвазовский – это не только море, а Левитан – не только пейзажи: Разрушаем стереотипы о творчестве художников-классиков

Айвазовский – это не только море, а Левитан – не только пейзажи: Разрушаем стереотипы о творчестве художников-классиков

Зачастую имена русских художников ассрциируются с жанрами, которые были их творческим амплуа на протяжении всей карьеры. Именно в этих жанрах они стали непревзойденными ассами художественного мастерства. Так, для большинства зрителей - если

Левитан

, то, непременно, - пейзажная лирика средней полосы России, если

Айвазовский

- то завораживающая морская стихия Черного моря, а

Кустодиев

и вовсе не мыслим вне яркого праздничного лубка. Но, сегодня мы разрушим сложившиеся стереотипы и приятно удивим вас.

 

Исаак Ильич Левитан - мастер натюрмортного жанра

 

Айвазовский – это не только море, а Левитан – не только пейзажи: Разрушаем стереотипы о творчестве художников-классиков

Автопортрет. (1885 год). Художник Исаак Левитан.

Оказывается, великий русский пейзажист Исаак Ильич Левитан (1861—1900) оставил в своем творческом наследии не только свои знаменитые пейзажи, но и удивительные цветочные натюрморты, которые потрясают зрителя своей изысканностью, простотой и натуральностью. Невзирая на их немногочисленность(их количество составляет около трех десятков), они невероятно ценны - как произведения живописного искусства, созданные в эпоху русского передвижничества.

 

Айвазовский – это не только море, а Левитан – не только пейзажи: Разрушаем стереотипы о творчестве художников-классиков

Лесные фиалки и незабудки. (1989 год). Холст, масло. 49х35. Третьяковская галерея. Художник Исаак Левитан.

Что любопытно, в те годы известные маститые художники натюрмортной живописью практически не увлекались.

Натюрморт, как отдельный жанр, практически был уделом салонной, а зачастую рыночной живописи. Именно поэтому, натюрморты Левитана на фоне весьма слабого развития этого жанра в России во второй половине 19 века невероятно интересны и имеют весомую художественную ценность.

 

Айвазовский – это не только море, а Левитан – не только пейзажи: Разрушаем стереотипы о творчестве художников-классиков

Васильки. (1994 год). Бумага, пастель. Художник Исаак Левитан.

На полотнах художника мы видим скромные букеты полевых цветов, а также гроздья сирени, написанные с удивительной нежностью и теплотой. Складывается впечатление, что в простых по сюжету и композиции натюрмортах воссоздана сама стихия цветения жизни на земле.

Одуванчики, сирень, васильки, бессмертник, папоротник и азалия... Мастерская художника после лесных пленэров превращалась «не то в оранжерею, не то в цветочный магазин». Левитан любил цветочные натюрморты и учил своих учеников видеть и цвет, и соцветия: «Надо, чтобы от них пахло не краской, а цветами», - говорил мастер.

 

Айвазовский – это не только море, а Левитан – не только пейзажи: Разрушаем стереотипы о творчестве художников-классиков

«Одуванчики». (1989 год.) Холст, масло. 59х42,5. Художник Исаак Левитан.

Свой первый натюрморт - "Одуванчики", который стал самым известным, Левитан написал в 1889 году. В то время он жил в Плесе, небольшом тихом местечке на Волге, вместе со своей ученицей Софьей Кувшинниковой. Возвращаясь с прогулок или же пленэров, они приносили букеты разных цветов и за несколько часов создавали очаровательные цветочные натюрморты.

А однажды художник бережно принес в мастерскую охапку почти отцветших одуванчиков. Ярко-желтые лепестки этих солнечных цветов практически уже осыпались, остался лишь легкий пушистый ореол вокруг головок, вот-вот готовый слететь с них. Буквально очарованный этими хрупкими цветами, вернее тем, что от них осталось, Левитан вдохновился и создал потрясающий живописный букет, поместив его в обычном глиняном кувшине, громоздкость которого лишний раз подчеркнула утонченность и хрупкость чуда, созданного природой.

 

Айвазовский – это не только море, а Левитан – не только пейзажи: Разрушаем стереотипы о творчестве художников-классиков

«Ненюфары» (Водяные лилии). Художник Исаак Левитан.

А на полотне «Ненюфары» Левитан буквально крупным планом "запортретировал" водяные лилии, плавающие на поверхности воды, тонкие ножки которых уходят в темную прозрачную глубь. Поистине потрясающая работа мастера.

 

Айвазовский – это не только море, а Левитан – не только пейзажи: Разрушаем стереотипы о творчестве художников-классиков

Белая сирень. Этюд. Бумага, пастель. Художник Исаак Левитан.

Левитан разговаривал с природой на одном языке, и она отвечала ему своей трепетной и нежной любовью. Современники художника вспоминали: когда уходил из жизни, исстрадавшийся из-за смертельной болезни Исаак Ильич, природа будто устроила прощание с живописцем, воспевавшим ее. В тот год в садах во второй раз - только уже летом, расцвела сирень. И, глядя на это чудо из окна своей комнаты, Левитан признался: "Я много выстрадал, многое постиг и многому научился, благодаря природе"...

 

Айвазовский – это не только море, а Левитан – не только пейзажи: Разрушаем стереотипы о творчестве художников-классиков

Сирень. (1993 год). Бумага, пастель. 59 х 48. Художник Исаак Левитан.

 

Борис Михайлович Кустодиев - портретист

 

 

 

Айвазовский – это не только море, а Левитан – не только пейзажи: Разрушаем стереотипы о творчестве художников-классиков

Борис Михайлович Кустодиев. Автопортрет.

Весь мир знает Кустодиева, как певца веселых народных гуляний, праздничных ярмарок, сценок из провинциальной жизни русского народа, одним словом - всего того, что стало фирменным стилем этого художника, его авторской тематикой в живописи. Но, Борис Михайлович совершенно мало известен широкому кругу зрителей, как Кустодиев-портретист.

И это, невзирая на то, что писал он портреты всю свою жизнь. На них - и близкие люди, и ученые, и писатели, и артисты. Фактически весь "Серебряный век" русской культуры в лицах нашел свое отражение в портретной живописи художника.

 

Айвазовский – это не только море, а Левитан – не только пейзажи: Разрушаем стереотипы о творчестве художников-классиков

Портрет Е.Е.Лансере. (1913 год)./ «Портрет госпожи Т.» (Марии Ивановны Тарлецкой). (1912 год). Художник Борис Кустодиев.

Что любопытно, в большинстве своем портреты кисти великого Кустодиева выполнены в классической манере, в особенности в ранний период его творчества. Они совершенно не соответствуют знакомой всем манере живописца. Позже, спустя годы, мастер начал использовать в портретной живописи свой фирменный яркий колорит, свойственный для русского лубка.

Тем не менее, даже эти портреты, отличающиеся оригинальностью, написаны легко и свободно, а портретируемые персонажи на полотнах художника весьма натуралистичны и узнаваемы. (Вспомнить хотя бы самый знаменитый портрет Федора Шаляпина на фоне заснеженного города).

 

Айвазовский – это не только море, а Левитан – не только пейзажи: Разрушаем стереотипы о творчестве художников-классиков

Портрет И.Я.Билибина. (1901 год). Художник Борис Кустодиев.

"Похожий портрет - это такой портрет, который внутренне похож, который дает представление о сущности данного человека. И тут нужно предоставить художнику возможность выражать свое понимание этой сущности", - говорим мастер.

 

Айвазовский – это не только море, а Левитан – не только пейзажи: Разрушаем стереотипы о творчестве художников-классиков

Портрет композитора Д.В.Морозова. (1919 год). / Портрет И.Е.Репина. Этюд. (1902 год ). Художник Борис Кустодиев.

 

Айвазовский – это не только море, а Левитан – не только пейзажи: Разрушаем стереотипы о творчестве художников-классиков

Портрет М.А.Волошина (1924 год). Художник Борис Кустодиев.

 

Айвазовский – это не только море, а Левитан – не только пейзажи: Разрушаем стереотипы о творчестве художников-классиков

Портрет Любови Борисовны Боргман. (1915 год). / Портрет Р.И.Нотгафт. (1914 год). Художник Борис Кустодиев.

В каждой своей работе Кустодиев ярко и мастерски передал характерные особенности изображаемых им людей. Стоит также упомянуть, что многие из них написаны по памяти - по причине того, что художник страдал тяжелым физическим недугом и не мог выходить из дома. А специально оборудованная для него комната-студия не позволяла приглашать моделей для позирования в силу своей малогабаритности.

 

Айвазовский – это не только море, а Левитан – не только пейзажи: Разрушаем стереотипы о творчестве художников-классиков

Портрет профессоров П.Л.Капицы и Н.Н.Семенова. (1921 год.) Художник Борис Кустодиев.

Если вспомнить историю, то нужно отметить, что период творчества Бориса Михайловича в последние годы его жизни пришелся на трудное для России время, когда художник, лишенный возможности передвигаться, претерпевая страшные боли и страдания, вынужден был голодать и испытывать нужду даже в малом. Но, невзирая ни на что, он до последнего вздоха оставался по-настоящему жизнелюбивым и ярким живописцем своего времени.

 

Айвазовский – это не только море, а Левитан – не только пейзажи: Разрушаем стереотипы о творчестве художников-классиков

Портрет скульптора и архитектора И.С.Золотаревского. (1922 год). Художник Борис Кустодиев.

 

 

Айвазовский - мастер зимних пейзажей

 

 

Айвазовский – это не только море, а Левитан – не только пейзажи: Разрушаем стереотипы о творчестве художников-классиков

Автопортрет. 1881 год. И.К.Айвазовский.

У многих из нас имя гения русской марины ассоциируется лишь с морскими пейзажами, которым Айвазовский посвятил всю свою жизнь. Однако не многим известно, что писал он и удивительно волшебные зимние пейзажи. К слову, картины на эту тематику в наследии художника представляют собой большую ценность, ввиду их малочисленности.

 

Айвазовский – это не только море, а Левитан – не только пейзажи: Разрушаем стереотипы о творчестве художников-классиков

Исаакиевский собор в морозный день.(1891). Автор. И.К.Айвазовский.

Глядя на подборку этих уникальных работ, понимаешь, что Айвазовский - настоящий мастер своего дела. Он с помощью умелого подбора цветовой гаммы сумел передать особую красоту зимы. Используя в своих работах все оттенки белого, серого, голубого, розоватого и даже черного, художник передал особое очарование природы и звенящую тишину. Его полотна невероятно живы. Кажется, еще мгновение, и мы почувствуем дуновение зимнего ветра, услышим шорохи леса и ощутим на себе прохладу от тающей снежинки.

 

Айвазовский – это не только море, а Левитан – не только пейзажи: Разрушаем стереотипы о творчестве художников-классиков

Раздача продовольствия. 1892 г. Автор: И.К.Айвазовский.

 

Айвазовский – это не только море, а Левитан – не только пейзажи: Разрушаем стереотипы о творчестве художников-классиков

Зимний обоз в пути.(1857). Автор. И.К.Айвазовский.

Без преувеличения можно сказать, что каждый пейзаж Ивана Константиновича, будь-то маринистический или ландшафтный – это настоящее открытие красоты русской природы и ее завораживающих стихий.

 

Айвазовский – это не только море, а Левитан – не только пейзажи: Разрушаем стереотипы о творчестве художников-классиков

Зимний пейзаж. (1876). Автор. И.К.Айвазовский.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

))}
Loading...
наверх