Существует специальный термин для этих бугристых жемчужин: «барокко».
Анна Мария Луиза Медичи, последняя из ее линии, никогда не имела детей, но у нее была крошечная копия одного из них.
Это крупный золотой кулон: огромная неправильная жемчужина, словно ребёнок, укутанный воздушным одеялом, спящий в золотой узорной кроватке — молчаливый символ бесконечной фертильности благородных дам. Ее пухлый ребенок все еще выставлен во Палаццо Питти во Флоренции.
Кто присматривает за ребенком? У него есть своего рода семейство: русалка с мрачным лицом, смешной солдат, страус, сжимающий драгоценность в когтях.
Это разношерстная команда, но у них есть что-то общее: их конечности и головы прорастают из жемчужных тел. Трехцветная жемчужина образует бюст русалки; тело страуса - жемчужный шар. Фантастическая коллекция Анны Медичи: маленький зверинец из жемчужных монстров!
Мы используем слово «барокко» для обозначения вещей роскошных, утопающих в цветах, или гротескных. За это мы можем благодарить деформированный жемчуг. Это от него пошло название «барокко»»
Жемчужины назывались барочными, прежде чем кто-то придумал применить этот термин к музыке Баха и Вивальди, чувственным картинам Караваджо и Рубенса или к роскошной архитектуре соборов.
В руках ювелиров XVI и XVII, бородавчатая поверхность жемчуга может стать пушистым тельцем лебедя, или мускулистым Гераклом.
Жемчуг вообще был главной страстью женщин благородных кланов. Королева Екатерина Медичи любила демонстрировать брошь с большой барочной жемчужиной в виде дракона.
Когда испанцы начали колонизировать Америку, в начале шестнадцатого века, они быстро обнаружили богатый источник жемчуга.
Япоко Цукки в «Аллегории сокровищ моря», говорит, что Америка рассматривалась как обильный фонтан жемчуга, просто ожидающего, чтобы его повесили вокруг флорентийских шей.
Неправильной формы жемчуг пользовался высоким спросом.
Король Испании Чарльз V попросил своих чиновников выбрать для него барокко, из всего собранного на тот момент жемчуга.
«Так много городов разрушено, так много народов истреблено, так много миллионов людей преданы мечу, а самая богатая и красивая часть мира перевернулась с ног на голову для перевозки жемчуга и перца», - писал Мишель де Монтень в 1580 году.
Рабство было основой добычи жемчуга. Правда, найденное трудно контролировать: жемчуг крошечный, его легко спрятать, и он не требует полировки или резки, чтобы раскрыть свою красоту.
Ныряльщики прятали лучшие жемчужины в рукава или даже глотали их.
Некоторым дайверам даже удалось купить свою свободу за жемчужины, которые они спрятали.
Мы не знаем, откуда взялась жемчужина, символизирующая ребенка Анны Марии Луизы Медичи - на каком морском дне она выросла, какой моллюск ее вырастил, кто задержал дыхание, чтобы вырыть ее из песка, или какие опасности и награды он получил за нее.
Вряд ли это мирный артефакт.
Но прекрасный.
Свежие комментарии