В мире прекрасного

5 723 подписчика

За кадром фильма «Сладкая женщина»: Почему Наталья Гундарева считала, что не годится для главных ролей

Кадр из фильма *Сладкая женщина*, 1976 | Фото: liveinternet.ru

Кадр из фильма *Сладкая женщина*, 1976 | Фото: liveinternet.ru

15 лет назад, 15 мая 2005 г. на 57-м году оборвалась жизнь замечательной актрисы театра и кино, народной артистки России

Натальи Гундаревой

, которая была настолько популярна, что ее часто называли самой народной из всех народных. Она сыграла много ярких ролей, но ее первой главной ролью была Анна Доброхотова в фильме «Сладкая женщина», благодаря которой ее кинокарьера пошла на взлет. А ведь этого могло и не случиться – поначалу актриса отказывалась от съемок, не считая себя ни «сладкой женщиной», ни одной из тех красавиц, каких обычно приглашают на главные роли.

 

Афиши фильма *Сладкая женщина* | Фото: 1001material.ru и kinopoisk.ru

Афиши фильма *Сладкая женщина* | Фото: 1001material.ru и kinopoisk.ru

 

Сценарий «Сладкой женщины» был написан на основе повести популярной в 1960-х гг. писательницы Ирины Велембовской, которую называли «Шукшиным в юбке» и основоположницей женской психологической прозы. Ее книги тогда издавались огромными тиражами и переводились на иностранные языки. Дочь Велембовской Ксения рассказывала: «

В последние годы у мамы был роман с «Ленфильмом». Однажды она вернулась потрясенная. Рассказала, что в пробах «Сладкой женщины» принимали участие Высоцкий и Гундарева.
Была уверена, что кино будет необыкновенным

». Однако результат не оправдал ее ожиданий: Высоцкий так и не снялся в фильме, в сценарий внесли много правок. Но зрители разочарованы не были: в год премьеры фильм посмотрели 32 млн человек.

 

Олег Янковский в фильме *Сладкая женщина*, 1976 | Фото: kino-teatr.ru

Олег Янковский в фильме *Сладкая женщина*, 1976 | Фото: kino-teatr.ru

 

Олег Янковский в роли Тихона и Владимир Высоцкий, который отказался от этой роли | Фото: allgrach.livejournal.com

Олег Янковский в роли Тихона и Владимир Высоцкий, который отказался от этой роли | Фото: allgrach.livejournal.com

В роли интеллигента Тихона режиссер Владимир Фетин видел только Владимира Высоцкого. Однако у актера был слишком плотный график: как раз в то время он снимался у Александра Митты в фильме «Сказ про то, как царь Петр арапа женил», к тому же был занят в театральных постановках, и каждый день у него был расписан по минутам. Тем не менее он нашел время для кинопроб, которые получились очень удачными, и его утвердили на роль Тихона. Директор «Ленфильма» написал письмо руководству Театра на Таганке с просьбой отпустить актера на время съемок. Ему разрешили сниматься в свободное от основной работы время, но в последний момент Высоцкий отказался сам. Фетину пришлось срочно искать другого актера, и в результате роль досталась Олегу Янковскому. Сегодня в этом образе сложно представить кого-то другого.

 

Первая главная роль Натальи Гундаревой | Фото: kino-teatr.ru

Первая главная роль Натальи Гундаревой | Фото: kino-teatr.ru

 

Проблемы возникли и с поиском главной героини. Режиссер планировал снимать в роли Анны Доброхотовой свою жену, актрису Людмилу Чурсину, но она не видела себя в образе «сладкой женщины» и сама предложила мужу кандидатуру молодой Натальи Гундаревой. До этого она не играла главных ролей в кино и считала это вполне объяснимым и справедливым: «

Увы, фактура у меня не самая подходящая. В театре ведь всегда нужна молодая красивая героиня, а я – полная, рыхлая, себя стеснялась

».

 

Кадр из фильма *Сладкая женщина*, 1976 | Фото: kino-teatr.ru

Кадр из фильма *Сладкая женщина*, 1976 | Фото: kino-teatr.ru

 

Наталья Гундарева в фильме *Сладкая женщина*, 1976 | Фото: kino-teatr.ru

Наталья Гундарева в фильме *Сладкая женщина*, 1976 | Фото: kino-teatr.ru

Режиссер и сам сомневался в том, что она справится с ролью, ведь главная героиня должна была быть не только привлекательной и уверенной в собственной неотразимости, но и при этом вызывать у зрителя не презрение из-за ее меркантильности и примитивности, а жалость и сочувствие. При этом ей нужно было сыграть Анну Доброхотову и совсем юной девушкой, и зрелой женщиной. А Гундарева не была уверена в своих силах и ужасалась, когда видела себя на экране. После выхода фильма «Здравствуй и прощай!» она сокрушалась: «

Это полный кошмар! Экрана еще не придумали, чтобы мою силу поместить!

».

 

Наталья Гундарева и Петр Вельяминов в фильме *Сладкая женщина*, 1976 | Фото: allgrach.livejournal.com

Наталья Гундарева и Петр Вельяминов в фильме *Сладкая женщина*, 1976 | Фото: allgrach.livejournal.com

 

Первая главная роль Натальи Гундаревой | Фото: allgrach.livejournal.com

Первая главная роль Натальи Гундаревой | Фото: allgrach.livejournal.com

Когда Гундаревой позвонили с «Ленфильма», она решительно отказалась от кинопроб со словами: «

А вы меня в жизни видели?.. Потому что, как мне кажется, я вряд ли вам подойду

». Для молодой актрисы, которая до этого снималась лишь в эпизодах, такое поведение было нелогичным – такой шанс выпал! И в этом фильме она на самом деле очень хотела сыграть. Но позже актриса объяснила: «

Все-таки из-за моих, скажем так, определенных внешних данных рассчитывать на главную роль мне не приходилось. Была надежда, что, может быть, меня будут брать в какие-нибудь смешные комедийные эпизоды, потому что фактура была сочная, пышная, кустодиевская, довольно-таки яркая… Но вот главные роли – это вряд ли

».

 

Кадр из фильма *Сладкая женщина*, 1976 | Фото: allgrach.livejournal.com

Кадр из фильма *Сладкая женщина*, 1976 | Фото: allgrach.livejournal.com

 

Кадр из фильма *Сладкая женщина*, 1976 | Фото: domkino.tv

Кадр из фильма *Сладкая женщина*, 1976 | Фото: domkino.tv

И все-таки ассистенту режиссера удалось уговорить актрису приехать на пробы – мол, даже если для этой роли она не подойдет, Фетин найдет для нее работу в других своих фильмах. Но все опасения были напрасными – в кадре Гундарева выглядела легкой, грациозной, манящей и невероятно притягательной. Ее утвердили на роль тут же. Узнав об этом, актриса, по ее признанию, испытала просто «щенячий восторг». Она начала дорабатывать образ, придумывая ему все новые и новые черты.

 

Наталья Гундарева и Олег Янковский в фильме *Сладкая женщина*, 1976 | Фото: allgrach.livejournal.com

Наталья Гундарева и Олег Янковский в фильме *Сладкая женщина*, 1976 | Фото: allgrach.livejournal.com

 

Наталья Гундарева в фильме *Сладкая женщина*, 1976 | Фото: kino-teatr.ru

Наталья Гундарева в фильме *Сладкая женщина*, 1976 | Фото: kino-teatr.ru

Актриса наблюдала за теми женщинами, которые ей казались похожими на ее героиню, на улицах и в магазинах, пытаясь запомнить и воспроизвести их жесты, мимику, манеру двигаться и говорить. Гундарева вспоминала: «

Первая главная роль вызвала необходимость творческого буйства. Все, что к этому времени во мне вызрело, все, что я понимала об этой жизни, о людях, – все хотелось втолкнуть в эту работу… Я уже видела свою «сладкую женщину»: синтетическая шубка, зеленое кримпленовое платье, чуть стоптанные каблуки… Мои героини ведут себя не так, как я, но, чтобы сыграть их чувства и реакцию, я должна представить себя на их месте. А это невозможно без собственного житейского багажа, без груза пережитого… В Анне мне хотелось не только обнажить ее эгоизм и духовную сытость, но и чтобы зритель почувствовал ее одиночество и страх, которые она прячет за ковры и диваны…

». И в ее исполнении грубая мещанка и правда выглядела обаятельной и заставляла зрителей сопереживать.

 

В 28 лет Гундарева сыграла и юную девушку, и мать взрослого сына | Фото: allgrach.livejournal.com

В 28 лет Гундарева сыграла и юную девушку, и мать взрослого сына | Фото: allgrach.livejournal.com

 

После выхода фильма на экраны 28-летняя Наталья Гундарева проснулась знаменитой. По результатам опроса журнала «Советский экран» ее признали лучшей актрисой года, «Сладкая женщина» стала трамплином в ее творческой жизни, фильм был лидером проката в СССР в 1977 г., его выкупили для показа во многих странах мира.

 

Кадр из фильма *Сладкая женщина*, 1976 | Фото: allgrach.livejournal.com

Кадр из фильма *Сладкая женщина*, 1976 | Фото: allgrach.livejournal.com

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх