На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

В мире прекрасного

5 697 подписчиков

Свежие комментарии

«Лунная ночь на Днепре» Куинджи, или где спрятана лампочка

Осенью 1880 года улицы Санкт-Петербурга наводнила беспокойная толпа. Казалось, весь город спешит в одну точку назначения – на выставку алхимика и чародея Архипа Куинджи.

 

Художник создал прецедент – это была выставка одной картины. Да к тому же демонстрировалось полотно в затемненной комнате при контрастном искусственном освещении. В общем, сплошь новаторство и революция.

 

Но не это сделало из выставки сенсацию, а чудесная картина. «Лунная ночь на Днепре» стала вехой в русской пейзажной живописи – вы видели такие цвета где-нибудь еще?


Архип Куинджи - «Лунная ночь на Днепре», 1880

Кроме фотореалистичности, полотно передает некоторую гоголевскую мистику и мягко дергает зрителя за его тонкие струнки души и чувств. Оглушительная тишина украинской ночи, волшебство и тайна природы – действительно впечатляющая работа.

 

Краски, можно сказать, буквально светились. Пейзажи Куинджи нередко строились на контрасте света и тени, в первую очередь он считался гениальным колористом.

Некоторые утверждали, что он связан с «нечистыми силами». Другие – что краски ему готовит его друг Д. Менделеев. Третьи обвиняли его в скрытной подсветке картин, которая с годами должна исчезнуть.

 

На выставке многие зрители пытались заглянуть за раму – может там спрятана лампочка? Но некоторые критики опасались, что этот состав красок начнет со временем угасать. Да еще и владелец картины, великий князь Константин, додумался взять ее с собой в кругосветное путешествие.

 

Авторское повторение, висит в Третьяковской галерее:

Кстати, про покупку картины есть забавная история. Узнав от Тургенева о необычной картине, которую скоро должен был закончить Куинджи, он отправился посмотреть на нее. Раз в неделю художник открывал свою мастерскую на два часа для посетителей, и как раз в один из таких дней туда заглянул молодой князь. Одет он был скромно - Куинджи подумал, что перед ним обычный морской офицер.

 

Когда Константин спросил про стоимость, как обычно прямой Куинджи ответил: «Да зачем вам? Ведь всё равно не купите: она дорогая». На повторный вопрос художник задрал цену на 5000 рублей (большие деньги по тем временам), и с удивлением услышал о согласии ее купить. Только потом ему рассказали, что за высокий гость к нему заходил))

 

Светящееся трио - оригинал и два авторских повтора на одной выставке:

Как ни отговаривали князя не возить с собой картину, он не желал с ней расставаться. Хотя Тургенев даже договорился с французским Салоном об участии «Лунной ночи на Днепре» на выставке, где она наверняка получила бы медаль критиков и восторг зрителей. Но упертый Константин провозил полотно почти 2 года на корабле.

 

Влажный морской воздух и время сделали свое дело (в состав красок входил битум, который под воздействием влажности и света темнеет). Краски померкли и полотно уже не производит столь могучего впечатления, что тогда. Но даже сегодня картина поразительно эффектна. Когда видишь ее в Русском музее или Третьяковке, хочется заглянуть за холст – вдруг это лампочка просто немного потускнела?

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх