У знаменитого Данте Алигьери завораживающее гротескное воображение, особенно когда дело доходило до ужасов ада. Жуткие монстры, жаждущие грешников, заполняют страницы первой части его эпической поэмы «Божественная комедия», написанной в начале 1300-х годов. Там мрачноглазый трехглавый зверь Цербер охраняет ворота подземного мира….
«Божественная комедия» самое известное в литературе, но, и художники составили видения подземного мира, которые так же мучительны, если не больше.
История западного искусства изобилует композициями со всевозможными физическими, психологическими и душевными муками. Многие строятся прямо на писаниях Данте, а другие на проклятиях в христианском писании, предназначенных для запугивания верующих.
Позднее художники уже реагировали на адские реалии войны или собственные эмоциональные потрясения или на их «личный ад».
Давайте посмотрим самые пугающие интерпретации ада от времени Данте. Некоторые из них мрачные, другие восхитительно абсурдны, но в них есть пьянящее сочетание человеческого страха, вины и страданий.
Джотто, Страшный суд (около 1307)

У флорентийца Джотто был талант к драматическому, трагедийному, пугающему. Как и большинство художников, работающих на заре 14-го века, он в основном писал фрески для часовен богатых семей.
Но росписи совершенно уникальны: библейские персонажи, которые заполняют его композиции, не плоские и стилизованные, как у его византийских предков.
Вместо этого они корчатся с красноватой энергией и ожесточенными человеческими эмоциями.

Нигде это так неочевидно, как в Часовне Скровегни в Падуе. Там одна из самых впечатляющих картин Последнего Суда - религиозный текст не оставляет много подсказок, каким может быть ад, поэтому Джотто основывался на своем собственном плодотворном воображении.
Жестокие и необычные наказания изобилуют: обнаженные мужчины и женщины тянутся к черту страшными черными демонами, где их запекают, или закапывают в глубокие ямы.
Сам Данте, вероятно, посетил фрески, когда Джотто нарисовал ее; по словам историка Джорджио Вазари, эти двое были «дорогими друзьями».
Данте начал писать свою Божественную Комедию примерно в то время, когда Джотто рисовал Часовню.


Доменико ди Микелино. «Данте, держащий в руках «Божественную комедию». Фреска в храме Санта-Мария дель Фьоре. Флоренция.

Фра Анжелико, Страшный суд, ок. 1431

Фра Анжелико, Страшный суд, ок. 1431 (Фрагмент)

Иероним Босх, Сад земных наслаждений (1490-1500)
Не может быть обсуждения геллеров без Иеронима Босха, чьей волшебный «Сад земных наслаждений» соперничает с славой Данте. Босх писал его в середине 1400-х годов во время протестантской Реформации, когда христиане стали сами интерпретировать слово Божье для себя, а не полагаться на Церковь как посредника.
У Босха ад изобилует ужасающими, сюрреалистическими существами, которые получают удовольствие от пыток своих противников. Известность картины может быть в значительной степени обусловлена распространением завораживающих странных деталей: расчлененная нога висит как приз на шлеме колющего птичьего монстра; какие-то грешники играют на гигантских инструментах беспризорными демонами, а других живьем едят ….

Ян ван Эйк, диптих Страшный суд (1440-41)
Это вообще жуть.
Работая в Нидерландах более 100 лет после Джотто, Ян ван Эйк свою собственную сцену Страшного Суда, и зритель получает ошеломляющий удар, которое куратор Метрополитен-музей искусств Марьян У. Эйнсворт назвал «дьявольским изобретением».
И правда. Под распростертыми объятиями гигантского и грозного скелета падают каскады проклятых душ, каждый из которых подвергается другой форме наказания. В одном углу человек кричит от боли, когда его глотает змей.

Эйнсворт охарактеризовал шедевр, сказав, что зрители могут почти слышать звуки пыток: «Растрескивание костей, скрежет зубов монстров, неустанно преследующих их».

Питер Брейгель Старший, Безумная Грета

Заглавной героиней картины является персонаж фламандского фольклора, в порыве безумия штурмующий ад, чтобы насытить свою жадность. Она затмевает как своих соотечественников, так и своих оппонентов, и множество фантастических демонов, которые усеивают знакомый голландский пейзаж. Брейгель написал подземный мир как жуткое слияние фантазии и реальности.

Это Ад сквозь призму фламандской культуры.

Уильям Блейк, «Наказание воров» (1824-27)
Увидев мягкие оттенки и волнистые линии этой акварели Уильяма Блейка может, вы не сразу скажете: «ад», но, посмотрев более пристально, увидите яркую картину страдания. Сцена из серии работ Блейка, созданных для иллюстрации издания The Divine Comedy

Флоренция. Собор Санта Мария дель Фьоре.
Арх. Филиппо Брунеллески. 1420-1436.
Сандро Боттичелли. Портрет Данте. 1495
Арх. Филиппо Брунеллески. 1420-1436.
Сандро Боттичелли. Портрет Данте. 1495
«Я, прочитав над входом, в вышине,
Такие знаки сумрачного цвета,
Сказал: «Учитель, смысл их страшен мне».
По христианской религии, Ад сотворен Триединым божеством: Отцом (высшей силой), Сыном (полнотой всезнанья) и Святым духом (первою любовью), чтобы служить местом казни для падшего Люцифера. Ад создан раньше всего преходящего.
Свежие комментарии