В мире прекрасного

5 736 подписчиков

Свежие комментарии

«Положение во гроб» Караваджо, или жутковатый реализм в 17 веке

Церковь почти всегда отвергала работы Караваджо. Его не любили критики, а про бурную жизнь художника можно снимать сериал – тут вам и многочисленные драки, тюрьмы и побеги, официальное изгнание из Рима (Папа Римский объявил его вне закона, за убийство художника даже полагалась награда), ну и посвящение в рыцари.

 

В творчестве он был так же суров – по легенде, однажды для максимального реализма Караваджо выкопал труп и заставил натурщиков держать разлагающееся тело. Угрожая им кинжалом, конечно же.

 

Так вот, все эти критиканы и церковники пели дифирамбы «Положению во гроб». И были правы.

Караваджо в этот раз обошелся без фанатизма (хочется верить) и удачно соединил все свои приемы.


Караваджо – «Положение во гроб», 1603

«Положение во гроб» Караваджо, или жутковатый реализм в 17 веке

Работа со светом поразительная. Фоном выступает полная темнота, что концертирует наше внимание на действии. Никаких помпезных поз и великолепных одежд (это в барокко то!), аллегорий и символов. Иисуса кладут в гроб.

 

Все персонажи написаны очень реалистично. Святая Мария не омоложена (часто ее изображали оплакивающей Христа примерно в его же возрасте, идеализировали ее образ), это страдающая женщина за полтинник. Сзади Мария Магдалина оплакивает Христа, а Мария Клеопова воздела руки и ее лицо единственное хорошо освещено на полотне.

 

Для изображения персонажей Караваджо собирал простых работяг и крестьянок. А для все той же Марии Клеопова позировала проститутка, что нехило поджигало филейные части у многих христиан:
«Положение во гроб» Караваджо, или жутковатый реализм в 17 веке

Святому Никодиму (на переднем плане) явно тяжело нести эту ношу: мышцы напряжены, вены вздулись. Локоть как будто выступает за рамки полотна - художник добавил тут объема, ну и показал, кто папка реализма.

«Положение во гроб» Караваджо, или жутковатый реализм в 17 веке

Иоанну Евангелисту тоже не просто, он неуклюже придерживает Иисуса и даже залезает рукой в его рану от копья. Мертвая рука Христа на картине практически как отдельный персонаж, на ней явно сделан отдельный акцент на полотне.

«Положение во гроб» Караваджо, или жутковатый реализм в 17 веке

Караваджо добавил динамики через героев, да так реалистично все показал, что кажется – сейчас через полотно тело передадут нам, зрителям. Монументальная работа

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх