Третьяковская галерея снова решила порадовать посетителей масштабной выставкой. На сей раз в залах на Крымском Валу представлен один из любимых публикой русских художников Иван Константинович Айвазовский (1817 – 1900). В будущем году отмечается двухсотлетие со дня рождения прославленного живописца, поэтому выставка посвящена грядущему юбилею. Творчество художника представлено отнюдь не полно – выставлено порядка ста полотен, а это совсем незначительная часть от написанного им. Зато представленные работы можно, безусловно, назвать золотым фондом. Это лучшее, что создал мастер, самые знаменитые, самые яркие и характерные его полотна.
Вообще-то об Айвазовском известно довольно много: сохранились его письма, сохранились отзывы о нём современников, сохранились и опубликованы документы Академии художеств, где учился Айвазовский. Но наше забавное время отличается, в первую очередь, тем, что предлагает взглянуть буквально на всё по-новому. Повсеместно высказываются так называемые альтернативные точки зрения. А склонность к разоблачению всех и вся стала просто болезнью века. Главное же, вылезла на поверхность какая-то обида: граждане так устали от обмана, что видят обман повсюду. Чего ни коснись, всё оказывается подтасовкой в целях одурачивания масс. По убеждению многих сограждан, повсюду, начиная историей и заканчивая изящными искусствами, царит ложь. И сограждане, кто с целью борьбы за правду, а кто в порядке самоутверждения, ударяются в разоблачения. Не избежал разоблачений и Айвазовский. По мнению некоторых особо бдительных и сообразительных соотечественников, будущий художник родился в семье олигархов, которым принадлежала Феодосия, а затем стал военным топографом, подвизаясь в качестве английского шпиона. Именно этим объясняется зажиточность художника, всю свою жизнь рисовавшего никому не нужные берега. Другая версия происхождение богатства художника видит в том, что он попросту грабил курганы в окрестностях Феодосии. Золото переплавлял и морем вывозил в Италию. Эти и подобные им разночтения блуждают по интернету, всерьёз обсуждаются и побуждают их авторов смотреть на окружающих свысока, гордясь собственной смекалкой и самостоятельным мышлением. Но мы люди доверчивые и предпочитаем общеизвестные данные.
А общеизвестно следующее.
Ованес Гайвазовский стал известен всему миру в середине XIX столетия как Иван Константинович Айвазовский, русский художник-маринист. Он родился и рос в Феодосии в обедневшей армянской семье, и одно время даже был кофешонком в местной кофейне. Но его рисунки углём на белой феодосийской стене заметил градоначальник и взялся устроить судьбу талантливого мальчика. Ованес был зачислен в Императорскую Академию художеств на казённый кошт. Отучившись несколько лет в Академии, молодой художник уже встаёт в один ряд с выдающимися мастерами своего времени: его участие в художественных выставках всегда замечено, и публика, и критика обязательно обращают внимание на марины Айвазовского. Двадцатилетний юноша, ещё вчера никому не известный, выставляет картины, не уступающие по законченности, свободе исполнения полотнам зрелых мастеров.
А вскоре молодой художник, по решению академического Совета, отправляется на два года в родной Крым для самостоятельной работы. Кроме того, Совет постановил «по истечении же сих двух лет отправить его за границу, куда будет признано от Академии полезнейшим». Полезнейшим было признано отправить академиста в Италию.
Работая за границей, Айвазовский за три года создаёт свыше пятидесяти крупных и множество небольших работ. Он вдруг становится необыкновенно популярен. Ф. Иордан написал в своих воспоминаниях: «Множество художников начали подражать Айвазовскому; до его приезда в Рим не была известна морская живопись, а после него в каждой лавочке красовались виды моря “а-ля Айвазовский”. Его слава прогремела по всей Европе…» О том же сообщил и А. Иванов, также работавший в те годы в Италии: «Работает он скоро, но хорошо, он исключительно занимается морскими видами, и так как в этом роде нет здесь художников, то его заславили, захвалили…» Воспоминания Иванова и Иордана подтвердил знаменитый английский маринист Дж. Тёрнер, отозвавшийся тогда же о молодом Айвазовском стихами: «Прости меня, великий художник, если я ошибся, приняв картину за действительность, но работа твоя очаровала меня, и восторг овладел мною…»
Это был важнейший период в творчестве художника. И дело не только и не столько в пришедшем признании и, как следствие, независимости финансовой, что было немаловажно для бедного художника, старавшегося не оставлять без поддержки престарелых родителей и отчислявшего им четвёртую часть от своего пенсионерского содержания. Работая на живописных итальянских берегах, Айвазовский сумел понять главное для любого художника – он понял самого себя, нашёл свой собственный художественный метод.
Любопытно, что художник добровольно сократил свою заграничную командировку, причиной чего стало неосторожное предположение французского критика о желании Айвазовского переменить подданство и стать гражданином Франции. Эта догадка не понравилась молодому живописцу и вынудила его досрочно отправиться домой. Будучи командирован Академией в Италию, Айвазовский проехал почти по всей Европе – в его паспорте по возвращении домой осталось более ста виз. Всюду он много работал, участвовал в выставках, а в Нидерландах получил даже звание члена Амстердамской Академии художеств. Париж одарил художника золотой медалью, понтифик Григорий XVI приобрёл картину «Хаос. Сотворение мира», на что Гоголь заметил: «Исполать тебе, Ваня! Пришёл ты, маленький человек, с берегов Невы в Рим и сразу поднял “Хаос” в Ватикане». Словом, возвращение на Родину для молодого мариниста оказалось триумфальным.
И дома ждало его признание. Профессор Петербургской Академии А.И. Зауервейд отозвался об Айвазовском как о заслужившем «похвалу и награды, как ни один из пенсионеров не имел счастья когда-либо себе приобресть». Тогда же, в 1844 г., Совет Академии единогласно постановил: «возвести художника 14 класса Ивана Константиновича Айвазовского в звание Академика». А вскоре художник был причислен к Главному Морскому Штабу со званием «живописца сего Штаба, с правом носить мундир Морского Министерства с тем, чтобы звание сие считать почётным».
Но художник, перед которым открывалось прекрасное будущее, с лёгкостью получивший славу, почёт, заказы, вскоре после возвращения из Европы в Петербург засобирался в Феодосию. Там он намеревался выстроить новый дом с просторной и удобной мастерской, могущей послужить школой для желающих обучаться живописи. Замысел свой художник исполнил и переселился в родные места, поближе к вдохновлявшему его морю. Он не раз потом отправлялся в дальние путешествия, но всякий раз возвращался потом в Феодосию, где и умер ночью 19 апреля (2 мая) 1900 г. на восемьдесят третьем году жизни.
Это был человек редкого великодушия и благородства, перечислявший сборы от выставок в детские приюты тех городов, где проходили выставки и участвовавший собственными средствами в обустройстве родной Феодосии; человек по-настоящему счастливый и удачливый. Один из тех, кому, как говорится, судьба благоволит. И даже тяжёлые испытания, такие как царская немилость в молодые годы или развод с тщеславной супругой, не желавшей жить в Феодосии, рано или поздно вознаграждались сторицей. А он до последних дней продолжал оставаться скромным, отзывчивым и необыкновенно работоспособным тружеником. За долгую свою жизнь художник создал порядка шести тысяч работ, принял участие более чем в ста выставках по России, Европе и Америке. Стал академиком шести Академий, удостоился редкой чести написать автопортрет для галереи Питти.
Ещё одно счастливое свойство Айвазовского – знакомство и сближение с лучшими людьми своего времени. Он пользуется расположением Пушкина и Жуковского, Крылова и Одоевского, Гоголя и Белинского, Глинки и Брюллова. Маринист и баталист, он знаком и дружен с прославленными моряками Лазаревым и Нахимовым, Корниловым и Панфиловым. На празднование десятилетия творческой деятельности Айвазовского в Феодосию из Севастополя прибыла целая флотилия во главе с «Двенадцатью Апостолами» под командованием В.А. Корнилова.
Но не следует думать, будто Айвазовского, по слову А. Иванова, только славили и хвалили. Критика, особенно XX в., заклеймила его как салонного и устаревшего, явился даже с трудом объяснимый снобизм в отношении творчества художника. Но в наше время было бы странным ждать от искусства какого-то единообразия, а кроме того, работы художника из романтических должны бы перейти в разряд философских и символических. Думается, что новая эпоха предлагает и новое прочтение старых полотен, выдержавших испытание временем.
Об Айвазовском и при жизни отзывались порой довольно жёстко, обвиняя в однообразии, приверженности к уходящему романтизму, оторванности от жизни, чрезмерной яркости, погрешностях против художественной правды, неточностях изображений. Главные же нападки приходились на тот самый индивидуальный художественный метод Айвазовского, сводившийся к отказу писать с натуры и предпочтению пленэра воображению, памяти.
Но, во-первых, важно помнить, что творчество художника пришлось на переходный период развития русского пейзажа. Айвазовский во многом продолжил линию С. Щедрина, именно Айвазовскому принадлежит заслуга высветления пейзажа, отказа от глухого колорита в пользу чистого, прозрачного и яркого цвета. А во-вторых, тот самый творческий метод художника связан именно с его дарованием.
В отличие, например, от того же А. Иванова, годами работавшего над картиной, добиваясь совершенного созвучия цвета и формы, Айвазовский заканчивал серьёзную, масштабную работу максимум за несколько дней. Именно поэтому он сумел написать тысячи картин, но из этих тысяч отнюдь не все могут считаться шедеврами. О близком писал Маяковский:
…Поэзия – та же добыча радия. В грамм добыча, в годы труды. Изводишь единого слова ради Тысячи тонн словесной руды…
Вот и Айвазовский, следуя своему методу, создавал или вырабатывал руду, а уж в этой руде находились подлинные самородки. Сам он так отзывался о своём методе: «Когда я уезжал в Италию, мне твердили все в виде напутствия: “С натуры, с натуры пишите!” Живя в Сорренто, я принялся писать вид его с натуры <…> Писал я ровно три недели. Затем так же написал вид Амальфи. В Вико написал две картины на память: закат и восход солнца. Эти две картины вместе с видом Сорренто я писал три недели, а эти картины не более как по три дня каждую, но я писал их под наитием вдохновения, а оно-то необходимо художнику».
В самом деле, не каждый день, например, можно наблюдать бурю да ещё в открытом море. А уж попытаться написать её с натуры – и вовсе пустой номер. Что же остаётся? Прибрежные виды? Всё это прекрасно, но… Но Айвазовскому это, по-видимому, скучно. То, что он может увидеть, совершенно не обязательно вдохновит его. Зато источником вдохновения выступает воображение. «Человек, не одарённый памятью, – писал Айвазовский, – сохраняющий впечатления живой природы, может быть отличным копировальщиком, живым фотографическим аппаратом, но истинным художником – никогда. Движения живых стихий неуловимы для кисти: писать молнию, порыв ветра, всплеск волны – немыслимо с натуры». Что же нам ещё нужно, когда есть признание самого творца? «Движения живых стихий», напечатлевшиеся в памяти, ставшие пищей воображению, призывают затем вдохновение.
Море подвижно, море меняется, вид его зависит от освещения, от времени дня и года, от силы и направления ветра. Говорят, будто северные народы различают десятки оттенков белого. Нужно знать и любить море, нужно чувствовать эту стихию, чтобы не просто отмечать и запоминать происходящие с ним перемены, но и видеть множество оттенков на его поверхности. А уж сочетание моря и неба даёт нескончаемое число непохожих одна на другую картин – только успевай переносить на холст или картон.
Однако Айвазовский писал не только море. Известны, например, его работы «Зима и постоялый двор, вид в Тульской губернии», «Свадьба на Украине», «Петербург. Переправа через Неву», «Четыре богатства России» и др. И всё же в историю он вошёл как выдающийся маринист. Можно даже назвать его философом моря.
Неизвестно, знаком ли был Ш. Бодлер с живописью Айвазовского. Но стихотворение «Человек и море» весьма созвучно творчеству русского художника:
Ты, Человек, всегда о море грезить будешь! Души ты видишь отраженье в нём. Душа – пучина, где темно и днём, Душа – твердыня и несломленная удержь.
Когда, своим любуясь отраженьем, Склоняешься над бездною морской, То сердце отзывается с тоской На моря зов, на мощь его влеченья.
Вы одиноки оба, вы – анахореты: Души неисчислима глубина, И не поднять сокровища со дна – Как ревностно храните вы секреты!
Но никогда вам не сомкнуть объятья – У вас вражда который век подряд, И примиренья голос вами клят. О, вечные враги, о, злые братья!
(перевод – С.З.)
Критиковавший художника В. Стасов, писал вместе с тем: «Маринист Айвазовский по рождению и по натуре своей был художник совершенно исключительный, живо чувствующий и самостоятельно передающий, быть может, как никто в Европе, воду с её необычными красотами». И всё же настоящие шедевры выходили из-под кисти Айвазовского, обращавшегося к морю как к стихии коварной и непостижимой, неукротимой и прекрасной в своём неистовстве. Айвазовский, так любивший Пушкина, посвятивший поэту десять работ, обнаружил с ним своеобразное сходство. Живописью своей он словно провозглашает вслед за Пушкиным:
…Есть упоение в бою, И бездны мрачной на краю, И в разъярённом океане, Средь грозных волн и бурной тьмы, И в аравийском урагане, И в дуновении Чумы.
Всё, всё, что гибелью грозит, Для сердца смертного таит Неизъяснимы наслажденья – Бессмертья, может быть, залог! И счастлив тот, кто средь волненья Их обретать и ведать мог…
Айвазовского называют певцом моря. Но он, точнее, певец первозданной, неподвластной человеку стихии – загадочной и прекрасной, капризной и сокрушительной, своенравной и непредсказуемой. Нет ничего на свете, что могло бы сравниться с морем, – говорит нам художник своими работами.
Любовь к морю, пристрастие к буйной красоте многое объясняет в творчестве Айвазовского: и сочный, временами на грани естественного, цвет, и резкие контрасты. Он пишет характер моря; он и сам любуется, и зрителя хочет поразить исключительностью, неповторимостью момента. Дарование художника поистине уникально. Излюбленный его метод – метод письма по памяти – практически неприменим для другого мастера. Он обладал феноменальной зрительной памятью, смелым воображением, способностью к точному рисунку и прекрасной школой. Важно ещё и то, что художник беспрерывно работал и, соответственно, в зрелые годы имел колоссальный опыт. Именно этот набор качеств позволял Айвазовскому держаться своей творческой системы и, при всех её недостатках, оставаться самобытным, ни на кого не похожим художником. И можно смело утверждать, что среди современников Айвазовского не нашлось другого мастера, сумевшего так же понять море и с той же силой и увлечённостью поведать о нём зрителю. |
Движения живых стихий
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Подписаться
Свежие комментарии