На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

В мире прекрасного

5 691 подписчик

Свежие комментарии

Большая Колыванская ваза

Большая Колыванская ваза Царица ваз, Длиннопост, История России, Камнерезное искусство, Алтай, Санкт-Петербург, Эрмитаж

Эта ваза создавалась на Колыванской шлифовальной фабрике, что находится в Алтайском крае. Фабрика была открыта в 1786 году и существует до сих пор.

Большая Колыванская ваза Царица ваз, Длиннопост, История России, Камнерезное искусство, Алтай, Санкт-Петербург, Эрмитаж

Высота вазы с пьедесталом — 2,57 м, большой диаметр составляет 5,04 м, а малый — 3,22 м. Это самая большая ваза в мире.

В 1815 году на ревневской каменоломне Алтайского горного округа рабочие под руководством И.

С. Колычева расчистили от осадочных пород довольно крупный утёс зелёно-волнистой яшмы. От него начали отделять камни, пригодные для создания больших чаш. Через четыре года, в той же каменоломне был обнаружен монолитный 11-метровый участок. От этой находки удалось отделить монолит длиной 8,5 м, который из-за трещины пришлось разделить на две неравные части. Пригодной для работы была признана большая часть камня, имевшая длину 5,6 м.

Большая Колыванская ваза Царица ваз, Длиннопост, История России, Камнерезное искусство, Алтай, Санкт-Петербург, Эрмитаж

Первичной обработкой монолита занимались около 100 мастеров, после чего в 1830 году камень уложили на дровни и вручную, силами 567 человек, передвинули глыбу на 30 верст в Колывань. На фабрике рабочие занимались обтёской «полотенца» чаши (верхней части). После чего в 1832—1843 годах создавалась ёмкости чаши, наносился орнамент и полировалась поверхность яшмы. К этому же времени был найден камень для пьедестала, в котором просверлили отверстие для стального стержня (пирона), соединяющего постамент с ножкой чаши. Вот уже более 150 лет ее называют величайшим произведением Алтайских мастеров, огромным достижением камнерезного искусства XIX века. Сделана она по рисунку архитектора А. И. Мельникова шлифовальщиками и отдельщиками Колыванской шлифовальной фабрики, или, как величали ее в то время, “фабрики колоссальных вещей”.

Вспомним их имена – эти люди достойны того, чтобы о них не забывали: Т. Н. Воротников, Ф. Ф. Есаулов, Я. Ф. Есаулов, П. И. Зудов, М. Я. Мурзинцев, Д. А. Осколков. Наблюдали мастера И. С. Колычев, М. С. Лаулин, И. М. Ивачев, И. М. Коновалов.

Большая Колыванская ваза Царица ваз, Длиннопост, История России, Камнерезное искусство, Алтай, Санкт-Петербург, Эрмитаж

9 Февраля 1843 года караван из 154 лошадей, впряженных в особо приспособленные сани (вроде “вагонов”, как писалось в отчетах), повез чашу весом 660 пудов из Колывани к Барнаулу. Оттуда путь лежал к Уткинской пристани, что на уральской реке Чусовой. Возглавлял караван И. М. Ивачев. Через шесть месяцев “Царица” была доставлена в Санкт-Петербург.

Большая Колыванская ваза Царица ваз, Длиннопост, История России, Камнерезное искусство, Алтай, Санкт-Петербург, Эрмитаж

В Петербурге “Царица ваз” долго простояла на барже на Фонтанке у Аничкова моста. Поместить “Царицу” в парадном втором этаже Зимнего дворца, где были собраны выдающиеся произведения русских камнерезных фабрик, не представлялось возможным из-за ее веса и габаритов. Только в 1845 году “Царице” отвели так называемый проезд недавно выстроенного здания Нового Эрмитажа. Там еще в течение четырех лет сооружали для нее особый автономный фундамент. Осенью 1849 года 770 рабочих подняли и поставили чашу на место. До сих пор ваза стоит в Эрмитаже и является символом камнерезного искусства Алтая.

Ссылка на первоисточник
наверх