В мире прекрасного

5 727 подписчиков

Свежие комментарии

  • Ed Red
    Лица персонажей настораживают - нет света, а то и просто неприятные.Станковая живопис...
  • Виктория Иванова
    Блевонтин.Не особо хочется ...
  • Логинов Георгий
    Бесспорно, талантливый художник - на правильном пути мифологии.Станковая живопис...

Утончённый авангардист Роберт Фальк: 4 музы, ненужный Париж и позднее признание на Родине

Утончённый авангардист Роберт Фальк: 4 музы, ненужный Париж и позднее признание на Родине

Роберт Рафаилович Фальк.

Роберт Рафаилович Фальк

- русский художник-авангардист с еврейскими корнями, прошедший трудный творческий путь через буреломные революционные годы, сломавшие судьбы многих живописцев. Одни из которых - эмигрировали, иные - приспособились к новому режиму, а третьи, среди которых был Фальк, не примирившись с советской властью, ушли в художественную оппозицию. За это художник и был строго наказан существовавшим режимом.

 

Личное дело

 

Утончённый авангардист Роберт Фальк: 4 музы, ненужный Париж и позднее признание на Родине

Автопортрет Роберта Фалька.

Роберт Фальк был рожден в 1886 году в Москве в еврейской семье Рафаила Фалька, известного юриста и заядлого любителя шахмат. Интеллигентные и образованные родители стремились привить своим троим сыновьям интерес к столь же почтенным занятиям. В их семье общались только на немецком языке и все дети были определены в престижную лютеранскую школу, которая славилась строгими порядками. Да и дома мальчиков воспитывали в спартанском духе.

Незаурядные способности Роберта к музыке всячески приветствовались родителями. А вот его талант к рисованию практически не замечался, так как считался несерьезным. В 1903 году Роберт впервые попробовал писать маслом и решил стать живописцем. В автобиографии Фальк писал: «Когда мне подарили масляные краски, я страстно увлекся живописью. По целым дням я проводил время со своим этюдником и старался передать все подробности полюбившегося мне пейзажа. Это был, может быть, единственный счастливый период, когда я был вполне доволен своими произведениями.

Я решил бросить музыку и стать во что бы то ни стало художником».

 

Утончённый авангардист Роберт Фальк: 4 музы, ненужный Париж и позднее признание на Родине

«Автопортрет на фоне окна». (1916 г). Автор: Роберт Рафаилович Фальк.

Это заявление очень расстроило родителей. Ведь не о таком будущем они мечтали для своего сына. Куда престижней была карьера адвоката или доктора, на худой конец музыканта, но уж никак не художника! Вечно голодного, без определенного будущего и заработка. Однако отговорить сына от такого выбора было невозможно. И если уж разобраться, то это действительно был странный выбор еврейского юноши.

 

Утончённый авангардист Роберт Фальк: 4 музы, ненужный Париж и позднее признание на Родине

«Сухое дерево. Крым. Судак». Автор: Роберт Рафаилович Фальк.

Но как бы там ни было, Роберт поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где его любимыми учителями стали Валентин Серов и Константин Коровин, заложившие основу под его творчество. Живопись Фалька со студенческих лет была наполнена игрой света и цвета, где форма растворяется в цвете.

 

Утончённый авангардист Роберт Фальк: 4 музы, ненужный Париж и позднее признание на Родине

«Спящая цыганка». (1909-12 г.) Автор: Роберт Рафаилович Фальк.

По окончании училища Фальк вошел в объединение «Бубновый валет», и на первой же выставке за проданную картину получил хотя и не большие деньги, но их хватило художнику, что бы посетить известные города Италии.

 

Утончённый авангардист Роберт Фальк: 4 музы, ненужный Париж и позднее признание на Родине

Автопортрет Роберта Фалька.

Были в жизни Фалька слава и признание, непонимание и страх быть репрессированным, нищета и голод, однако он никогда не отходил от своих принципов ни творческих, ни моральных. В своих творческих исканиях художник не пошел далее первой – «аналитической» – стадии кубизма, и к последующим, более радикальным авангардным направлениям в живописи относился критически. На его полотнах образы выражены объемностью формы и угловатыми пятнами насыщенного цвета. И все это лаконично, реалистично и осязаемо в каждом предмете, изображенном на его холсте.

 

Утончённый авангардист Роберт Фальк: 4 музы, ненужный Париж и позднее признание на Родине

«Красная мебель». (1920г.). Автор: Роберт Рафаилович Фальк.

Роберт Фальк никогда не был приверженцем лишь одного жанра. Из-под его кисти выходили и портреты, и натюрморты, и интерьеры. Одной из лучших картин художника является «Красная мебель» (1920), где экспрессия красного цвета завораживает.

 

Утончённый авангардист Роберт Фальк: 4 музы, ненужный Париж и позднее признание на Родине

«Турецкие бани в Бахчисарае». (1915 г.). Автор: Роберт Рафаилович Фальк.

 

Утончённый авангардист Роберт Фальк: 4 музы, ненужный Париж и позднее признание на Родине

«Женский портрет». (1917г.). Автор: Роберт Рафаилович Фальк.

 

Утончённый авангардист Роберт Фальк: 4 музы, ненужный Париж и позднее признание на Родине

«Обнаженная». Автор: Роберт Рафаилович Фальк.

 

Утончённый авангардист Роберт Фальк: 4 музы, ненужный Париж и позднее признание на Родине

Обнаженная (лежащая), (1922г.). Автор: Роберт Рафаилович Фальк.

 

Утончённый авангардист Роберт Фальк: 4 музы, ненужный Париж и позднее признание на Родине

Человек в котелке. (Портрет Якова Каган-Шабшая). (1917г.). Автор: Роберт Рафаилович Фальк.

Революция 17 года внесла свои коррективы в судьбы многих художников того времени. Роберту Фальку она принесла признание и известность: в 1918–1921 годах он служил в Московской коллегии по делам искусства и художественной промышленности, был одним из организаторов Государственных свободных художественных мастерских, где занимался преподавательской деятельностью. Затем был назначен деканом этих мастерских и снискал славу театрального художника.

 

Личная жизнь художника

 

Утончённый авангардист Роберт Фальк: 4 музы, ненужный Париж и позднее признание на Родине

Женщина у пианино (Е.С.Потехина). (1917 г.). Автор: Роберт Рафаилович Фальк.

Личная жизнь художника в те годы, как и творческая, была весьма бурной. Он расстался с первой женой Елизаветой Потехиной и женился на дочери Константина Станиславского Кире Алексеевой. Но вскоре и этот брак распался.

 

Утончённый авангардист Роберт Фальк: 4 музы, ненужный Париж и позднее признание на Родине

«Лиза в кресле. Портрет жены художника». (1910 г.). Автор: Роберт Рафаилович Фальк.

Третьей женой Фалька стала его студентка, в будущем поэтесса и художница - Раиса Идельсон, которая поедет с ним в Париж и вскоре после развода вернется в Россию.

 

Утончённый авангардист Роберт Фальк: 4 музы, ненужный Париж и позднее признание на Родине

Девушка у окна (Раиса Идельсон). (1926 г.). Автор: Роберт Рафаилович Фальк.

Вернувшись из Парижа Роберт, в 1939 году, женится в четвертый раз. На сей раз его избранницей стала Ангелина Щёкин-Кротова, которая до последних дней художника будет верной его спутницей.

От первых двух браков у Роберта родились сын Валерий, погибший в годы Отечественной, и дочь - Кирилла. И на протяжении всей жизни художник будет заботиться о них и бывших своих женах, каждая из которых для него была музой.

 

Утончённый авангардист Роберт Фальк: 4 музы, ненужный Париж и позднее признание на Родине

Портрет дочери Кириллы Фальк. (1946 г.).

 

Париж в судьбе художника

 

Утончённый авангардист Роберт Фальк: 4 музы, ненужный Париж и позднее признание на Родине

Автопортрет. (1931г.).

В 1928 году Роберт Фальк был командирован в Париж для изучения классического наследия. Там он вместо запланированных шести месяцев прожил почти девять лет.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

"Парижское десятилетие"(1928—1937) было одним из самых плодотворных периодов в творчестве Фалька, принесших ему новые впечатления, новое душевное состояние, новую манеру и технику. Мастер открыл для себя воздушную технику акварели, требующую необычайной точности. Многие историки искусства полагают, что время проведенное в Париже явилось вершиной творчества Роберта:

"Именно здесь его кисть обрела особую зыбкость, воздушность, легкость".

 

Утончённый авангардист Роберт Фальк: 4 музы, ненужный Париж и позднее признание на Родине

«Натюрморт с рыбами». (1933 г.). Автор: Роберт Рафаилович Фальк.

Однако он там не смог стать представителем богемы, ему был совершенно чужд увеселительный дух шумных компаний. Поэтому большинство парижских картин Фалька наполнены ощущением тоски и одиночества.

 

Утончённый авангардист Роберт Фальк: 4 музы, ненужный Париж и позднее признание на Родине

«Портрет Нарышкиной». (1929 г.). Автор: Роберт Рафаилович Фальк.

 

Утончённый авангардист Роберт Фальк: 4 музы, ненужный Париж и позднее признание на Родине

«Женщина в красном. Любовь Георгиевна Попеску». (1930 г.). Автор: Роберт Рафаилович Фальк.

 

Утончённый авангардист Роберт Фальк: 4 музы, ненужный Париж и позднее признание на Родине

Париж. Сена. (1936). Автор: Роберт Рафаилович Фальк.

 

Утончённый авангардист Роберт Фальк: 4 музы, ненужный Париж и позднее признание на Родине

Три дерева. (1936г.). Автор: Роберт Рафаилович Фальк.

 

Назад в СССР

Вернувшись из Парижа в Москву, в начале 1938 года, Фальк оказался совершенно не в той среде, какую покинул почти десятилетие тому назад. Явно прослеживались следы борьбы с неугодными для советской власти художниками. И было совершенно ясно, что утонченная живопись Фалька совершенно не вписывается в современный мир режимного искусства, подчиненного социалистическому реализму.

Когда художника спрашивали, неужто он не знал, что творится в России, он отвечал: «Приблизительно знал, и даже думал, что меня могут посадить, но я хотел привезти свои работы на родину и надеялся, что они найдут свое место в музеях». Это случилось, но гораздо позже... после его смерти. Однако и репрессий в отношении художника также не последовало. Возможно, сыграла свою роль дружба с влиятельными людьми.

Живописец перестал быть популярным, его работы подверглись критике за «формализм», что практически означало полную изоляцию от творческой среды. У Фалька не было даже мизерного заработка, так как существовало негласное табу на какую-либо работу для художника. Спасали лишь частные уроки, за которые платили сущие гроши. Жизнь впроголодь, тяжелая болезнь сказывалась на общем состоянии, но художник неустанно работал.

 

Утончённый авангардист Роберт Фальк: 4 музы, ненужный Париж и позднее признание на Родине

Отдых под деревьями. Самарканд. (1943 г.)

Годы войны Фальк с женой провел в эвакуации в Самарканде, а вернувшись в Москву не оставлял ее до самой смерти. В послевоенные годы живописец становится представителем «неофициального искусства» и вдохновителем подпольной художественной оппозиции. И лишь «хрущевская оттепель» разрядила напряжение между противоборствующими станами в художественной среде. Но до своего триумфа Фальк не дожил, умер художник в полной изоляции в 1958 году.

 

Утончённый авангардист Роберт Фальк: 4 музы, ненужный Париж и позднее признание на Родине

Женщина в желтой блузке. (1944 г.). Автор: Роберт Рафаилович Фальк.

 

Утончённый авангардист Роберт Фальк: 4 музы, ненужный Париж и позднее признание на Родине

«Весна в Крыму». (1938). Автор: Роберт Рафаилович Фальк.

За все годы ни один музей союза не приобрел ни единой картины "чуждого" для советского зрителя Фалька, за этим зорко следил президент Академии художеств Александр Герасимов. И лишь после смерти Роберта Рафаиловича директор Русского музея, решился приобрести несколько произведений художника, причем украдкой по самым низким ценам протаскивал их через комиссию.

 

Утончённый авангардист Роберт Фальк: 4 музы, ненужный Париж и позднее признание на Родине

В розовой шали. (А.В.Щекин-Кротова). (1953г.). Автор: Роберт Рафаилович Фальк.

Власти также вспомнили о художнике посмертно, в канун 80-летнего юбилея. В 1966 году в Москве открылась масштабная ретроспектива творчества Роберта Фалька, на что его жена сказала: «Выставка кажется мне таким чудом, что я думаю, раз уж это случилось, почему бы Фальку не воскреснуть?»

 

Утончённый авангардист Роберт Фальк: 4 музы, ненужный Париж и позднее признание на Родине

Автопортрет в красной феске. (1957г.). Автор: Роберт Рафаилович Фальк.

Сегодня полотна живописца хранятся в музеях Москвы и множества городов России, являясь бесценным достоянием страны. Те работы, которые 50-70 лет назад невозможно было продать, в наши дни разлетаются по частным коллекциям с мировых аукционных торгов за большие деньги.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

))}
Loading...
наверх