«Когда делегация из Союза художников Украины приехала вручать грамоту Марии Примаченко, художница, стоя на столе и опираясь на костыль, белила потолок хаты»
Примаченко - украинская художница-самоучка.
Родилась и выросла в украинском селе.
Начала рисовать довольно поздно и прославилась в зрелые годы...
Ее работы яркие и самобытные фантастические картины настоящее украшение живописи.
Ее стиль- наив.
«Начиналось все это так. Однажды возле дома, над рекой на цветочном лугу пасла я гусей. На песке рисовала цветы, увиденные мной. А потом заметила синеватую глину. Набрала ее в пелену и разрисовала наш дом...»
Рисунками Марии Приймаченко японцы иллюстрируют свои буквари. Пикассо говорил, что склоняется перед произведениями гениальной украинки. 2009-й ЮНЕСКО объявил годом Приймаченко — художницы, которая прожила жизнь в полесском селе Болотня в 80 км от Киева.
Это чудо называется Крадун
В традиционном селе склонность к искусству — скорее аномалия, а не заслуга.
О ребенке Тарасе Шевченко отец-крестьянин говорил, что из него вырастет лодырь.
Мария Приймаченко могла остаться безымянной.
Но случилось иначе.
В середине 1930-х советская идеология объявила, что при коммунизме все люди станут творцами.
Эту идею иллюстрирует кинокомедия "Волга-Волга": в провинциальном городке отовсюду выскакивают музыканты, танцоры и певцы — артисты без отрыва от производства.
Чтобы совместить профессиональное искусство с народным, в 1934 году в Киеве открыли Центральные экспериментальные мастерские (с 1936-го — Школа народных мастеров, впоследствии — Художественно-промышленный техникум).
Сюда собирали народные таланты, среди них была и Приймаченко.
У себя в Болотне она расписывала хаты фантастическими зверями.
Мария впервые оказалась в Киеве. И сразу среди знаменитых художников.
Мария не потерялась и не растерялась среди них.
Но ее и оберегали от посторонних влияний.
Например, запрещали бывать в зоопарке, чтобы настоящие звери не отбили у нее охоту рисовать зверей фантастических.
Но на художницу нелегко было повлиять.
Она навсегда сохранила "умение не уметь", или, как говорили в древность, дар "божественного незнания".
Звери и цветы на ее картинах действительно далеки от реальности: лягушка играет на золотой трубе, удод — четырехлапый, жирафа — толстая, зеленый слон ходит в сталинском картузе, мартышка живет с крокодилом, львица делает физзарядку, а лев отдыхает на кровати.
Она говорила: "У меня все не так, но оно живое".
В 1936 году на І Республиканской выставке народного творчества картинам Приймаченко предоставили целый зал.
Эту выставку видели Москва, Ленинград, Варшава.
В 1937-м произведения художницы выставлялись в Париже.
Она стала знаменитой.
И именно после того успеха захотела домой, в Болотню, к земле, к отцу и матери.
От Киева остался лишь один след: она начала подписывать картины " по-городскому" — не Приймаченко, а Примаченко.
Свадьба
Всесоюзная пресса называла ее "Маруся Приймаченко, молодая колхозная художница из солнечно радостной Украины".
Не заметили (или пытались не замечать), что в ее картинах все намного сложнее.
Там зло и добро, уродливое и прекрасное, — неотделимые друг от друга.
А эпоха узнается иногда уж слишком.
Например, на картине 1936 года "Звериный суд": черная мартышка за столом пишет протокол, а двое волков стоят перед ней на цыпочках.
А одна картина 1930-х — на ней чудовище, похожее на слона, — подписана так: "То зверье идет и дремлет, еду ищет, так и наряды не на уме, когда есть хочется, то ничего не хочется".
Приймаченко все делала правой рукой, а рисовала — левой. Возможно, подсознательно отделяла таким образом душевную работу от будничной.
Мария вернулась в Болотню — потому что там рядом жил Василий Маринчук.
Познакомились они в Киеве.
Он, лейтенант Красной армии, пришел на экскурсию в Лавру, где были Мастерские.
Выяснилось: он из Иванкова, а его мать живет в Болотне.
В марте 1941-го у Василя и Марии родился сын Федор. Пожениться они не успели — началась война.
Василий не вернулся — пехотные лейтенанты на войне долго не живут.
Перед войной Марии снилось, что весенний сад перевернулся: цвет на земле, а корень в небе.
После этого сна Мария не рисовала почти десять лет.
Жила с ребенком и старыми родителями бедно, иногда продавала довоенные работы — за десятку на старые деньги.
К рисованию вернулась в начале 1950-х.
А в 1960-х народное искусство опять становится модным, народными мотивами оформляют рестораны, гостиницы.
Тогда же опять заговорили о Приймаченко.
Свежие комментарии