В мире прекрасного

5 727 подписчиков

Свежие комментарии

  • Ed Red
    Лица персонажей настораживают - нет света, а то и просто неприятные.Станковая живопис...
  • Виктория Иванова
    Блевонтин.Не особо хочется ...
  • Логинов Георгий
    Бесспорно, талантливый художник - на правильном пути мифологии.Станковая живопис...

Почему младенцы на картинах такие... удивительные?

Вы когда-нибудь задавались вопросом - почему такие странные дети глядят на нас с картин 10-15 века?

Почему младенцы на картинах такие... удивительные?

Мадонна с Младенцем,  Андреа Мантенья

 

Младенцепроблемы у средневековых мастеров - штука, на первый взгляд, очень загадочная.

 

У многих художников было по десятку детей - дети, в принципе, не были дефицитом. Умирали они пачками, это да, а так, до года, их было в достатке.

 

Посмотреть на то, как выглядел небольшой ребенок не было проблемой, по идее. Тем не менее, чего это мы такое видим на изображениях Мадонны с младенцем?


А видим мы много удивительного! 

Видим мы мускулистых младенцев, младенцев-инопланетян, младенцев-дедков, а иногда и бабок, кукольных, квадратноголовых, надутых, покусаных пчелами, страдающих микроцефалией, анатомически поразительных и просто непонятных каких-то неизученных форм младенцев. 

 

Вот, лишний раз убедитесь сами:

Почему младенцы на картинах такие... удивительные?
Почему младенцы на картинах такие... удивительные?
Почему младенцы на картинах такие... удивительные?
Почему младенцы на картинах такие... удивительные?
Почему младенцы на картинах такие... удивительные?
Почему младенцы на картинах такие... удивительные?

Что же это такое происходит с младенцами?

 

Так вот, есть пара версий на этот счет.

 

Например, художники рисовали не с натуры, а по канону, используя в качестве образца уже существующее ранее изображение и таким образом кем-то когда-то может быть по памяти изображенный младенец постепенно становился все страннее и страннее.

Обращаться к живой натуре было пока не особо принято.

Почему младенцы на картинах такие... удивительные?
Почему младенцы на картинах такие... удивительные?

Но есть более глубокая версия (кстати, не отменяющая, а дополняющая предыдущую).

 

Дело все в том, что младенцы в живописи средних веков - сплошь изображения Иисуса, а его писали сразу новорожденным и взрослым, иногда даже лысеющим и стареющим. Взрослым маленького размера, который еще и заранее знает как плохо для него все кончится. 

 

Суровые были времена, на такие картины глядели не для умиления пупсиками, а в целях молитвенного сосредоточения.

 

И вообще, глядя на икону, мы смотрим на схематичное, а не реалистичное изображение - не сценку из жизни наблюдаем, а видим сразу замкнутый образ, в котором и прошлое, и настоящее, и будущее вместе, и царство небесное, в котором нет ни времени ни пространства как такового.

То есть, художник пытается нам одним кадром поведать целую историю .

 

Эта шутка, изображение младенца серьезным взрослым человеком маленького размера, свойственна византийскому искусству и до сих пор актуальна для российской иконописи.

 

Ну а потом началась эпоха Возрождения, все стало красивым, младенцы стали пухленькими симпатягами и была придумана концепция младенческой невинности. Ну и на натуру опять стали обращать внимание. Отошли в прошлое монструозные дети.


Ну и, напоследок, мой любимый образец от Дуччо ди Буонинсенья.

Лысеющий тридцатипятилетний младенец с ипотекой и кризисом среднего возраста:

Почему младенцы на картинах такие... удивительные?

Дуччо. «Мадонна Креволе» 1283-84. Сиена, музей собора.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

))}
Loading...
наверх