Изможденное тело с выступающими ребрами. Истощенное лицо, застывшее под маской смерти. Похоронное изображение Екатерины Медичи, созданное в 16 веке флорентийским Джироламо делла Роббиа, поразительно реалистично. Без сомнения, слишком, слишком реалистично. И это же Медичи!!! Это Екатерина, она сама себя такой заказала! Почему?
Как-то страшно ставить свечки у скульптуры транзи: мертвец, да еще с вывалившимися кишками, еще и весь в жабах - ужас. И все же именно такие надгробия знатные люди заказывали.
А, сегодня их можно увидеть и в Лувре, и в знаменитом королевском аббатстве Сен-Дени.
Интерес к транзи – изваяниям, изображающим трупы, – появился в позднем Средневековье, а к XVI столетию этот вид скульптур прочно закрепился и превратился в модную тенденцию эпохи Возрождения.
Заметьте, транзи — надгробные скульптуры, которые «не в лучшем виде» представляют собственных заказчиков!
Вот и Екатерина Медичи поручила создать свое транзи флорентийцу Джироламо делла Роббиа в 1565 году. Так, все-таки, зачем?
Ну. если по порядку….
Предшественниками транзи были миниатюры из средневековых рукописей. Одна из самых популярных тем — миниатюры к французской повести «Трое мертвых и трое живых» Николя де Марживаля.
Вкратце история такова: трое молодых и богатых шевалье встречают троих мертвецов, которые сообщают юношам о том, что вскоре и они станут трупами, а там и вот такой внешний вид, да. Добро пожаловать, короче.
С точки зрения христианства земная жизнь, как и смерть, — лишь этап на пути к жизни вечной.
А значит, подобные истории — напоминание о том, что действительно важно, а вовсе не желание запугать.
Церковники одобряли подобные «наглядные пособия».
Одна из самых значимых работ на эту тему — фреска «Триумф смерти», написанная Буонамико Буффальмакко в 1330-х годах на кладбище Кампо-Санто в Пизе.
Посмотрите на левую часть фрески: во время охоты компания благородных дам и кавалеров встречает на своем пути три гроба с мертвецами.
Европа, стоящая перед четырнадцатым веком, была расширяющимся миром, экономическим, социальным и культурным; прибытие чумы внезапно отрезало этот рост, посеяв смерть, голод и обнищание городов.
И вот, (чем отличаются меры борьбы от наших нынешних?) врачи того времени, не найдя лекарств, посоветовали людям закрыться в самоизоляции.
Все было страшно, все на усмотрение Божие, и в результате в четырнадцатом веке у человека созрело иное восприятие связи жизни смерти и, глубже, с чувством божественного.
То есть, тлен и мрак воспринимались как переход в лучшую жизнь.
Таллинский танец смерти, 1475-1499 Бернт нотки, церковь Нигулисте, Таллинн
Персонажи знаменитых танцев смерти (первая фреска с танцами появилась около 1410 на парижском кладбище Невинных) часто напоминают «четки», в которых скелеты чередуются с живыми представителями разных возрастных групп и слоев общества: от купцов и королей священникам и даже Папы Римского.
Вероятнее всего, страшный аспект скульптуры отпугнул королеву, в итоге в дело надгробие не пошло. Екатерина Медичи от него отказалась.
Но заказ был прямо как проклятье для скульптора, не пощадившее автора этой фигуры: Джироламо делла Роббиа умер в 1566 году, всего через год после того, как ему была заказана работа.
И все, что он успел создать не подверглось переделыванию.
Теперь мы ее лицезрим.
Екатерина Медичи ровесница эпохи Возрождения. Дочь Лорана родилась во Флоренции в 1519 году, в том же году, что и художественное движение под названием Возрождение.
Свежие комментарии