На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

В мире прекрасного

5 697 подписчиков

Свежие комментарии

Смешное и грустное на картинах передвижника Неврева

В копилку постов о живописи добавлю рассказ о талантливом и незаслуженно забытом художнике-передвижнике Николае Васильевиче Невреве (1830- 1904). Он специализировался на жанровых сценках, затем исторических сюжетах. Хотя, как и у очень многих других живописцев (включая Федотова) большее число его картин - портреты на заказ.

Смешное и грустное на картинах передвижника Неврева Картина, Искусство, Живопись, Русская живопись, Художник, Интересное, Познавательно, Длиннопост
Смешное и грустное на картинах передвижника Неврева Картина, Искусство, Живопись, Русская живопись, Художник, Интересное, Познавательно, Длиннопост
Смешное и грустное на картинах передвижника Неврева Картина, Искусство, Живопись, Русская живопись, Художник, Интересное, Познавательно, Длиннопост

«Протодиакон, провозглашающий многолетие на купеческий именинах» (1866)

 

Картина юморная и ироничная. У неё есть и второе название «Отец Прокадим Вонмигласов возглашает многолетие». Имя Прокадим явно вымышленное, наверное, от слова кадило или кадить. Фамилия тоже говорящая. Она сразу подчёркивает принадлежность к служителям культа. Подобные фамилии давали семинаристам, если их собственные были неблагозвучны. Вонми со старославянского переводится как прислушайся, гласов соответственно от слова голос. Вот протодьякон и голосит. Кстати в 1884 году дьяк Вонмигласов появился в рассказе Чехова «Хирургия». Так и хочется сказать: «Совпадение? Не думаю». Многолетие (многие лета) - молитвенное пожелание долгих лет жизни. Обычно подобные песнопения бывают в церкви на церковные праздники, но богатый купец пригласил главного героя к себе домой на именины, и отец Прокадим с радостью согласился. Дело в том, что священнослужители не получали зарплат. Они жили с пожертвований, платы за проведение церковных обрядов (крещение, венчание, отпевание). Такая «халтурка» была весьма кстати. Вот он и старается. Кстати бросается в глаза не типичный цвет церковного одеяния. Обычно в повседневной жизни  они были черные, а цветные по религиозным праздникам. Приглядимся и к другим персонажам. Именинник с довольным видом наливает винишко. Да и другие персонажи явно навеселе. Часть из них с удовольствием подпевает. Женщина в красивом синем платье вроде бы слушает с благообразным видом, но все же одно ухо тихонько заткнула пальцем. У ее сына лицо покривилось как от флюса. Орущий на заднем плане младенец вокал тоже не оценил. А вот стоящая позади  инокиня (в черном одеянии и головном уборе типа колпака) слушает с благовейным видом или пытается делать вид. Подобные божьи люди любили захаживать в богатые купеческие дома. Как настоящие, так и ряженые.

Смешное и грустное на картинах передвижника Неврева Картина, Искусство, Живопись, Русская живопись, Художник, Интересное, Познавательно, Длиннопост

«Торг. Сцена из крепостного быта. Из недавнего прошлого» (1866)

 

Теперь рассмотрим самую известную и в свое время резонансную картину Неврева. Её и сейчас часто печатают в качестве иллюстрации к рассказам об ужасах крепостничества. Тема горячая, крепостное право отменили в 1861 году, и за пять лет страсти не утихли. Сюжет ясен сразу. Два малоприятных господина заняты куплей - продажей людей, а конкретно девушек. Красавица стоит со страдальческим видом, пока рядом обсуждают, сколько же она стоит. А немного подальше стоит ещё группа девушек, которых привёл явно сельский староста. Он, конечно, им сочувствует, но сделать ничего не может. Осталось только добавить несколько штрихов. Для начала уточним, насколько недавнее это прошлое. Одежда крестьян особо не менялась, поэтому взглянем на данных малоприятных господ. Халат хозяина мне говорит только о том, что барин любит комфорт. У покупателя костюм невнятный, но позади него на кресле висят шляпа и плащ. Подобные плащи были популярны в пушкинскую эпоху, к 1840-м им их вытеснили пальто. Шляпа чем-то похожа на боливар. От обычного цилиндра он отличался более короткой тульей и более широкими полями. Пик их популярности пришёлся 1820-е годы. Вообще и для боливара поля широковаты, но все же из цилиндров это максимально близкое, что приходит на ум (это явно цилиндр, тк он имеет плоское дно и жестко держит форму). Мебель тоже вполне соответствует этому периоду. Поэтому сделаю предположение, что дело происходит в 1820-1830-е. Но, возможно, пикабушники меня поправят. На картине позади продавца можно рассмотреть портрет мужчины в напудренном парке, на более качественных репродукциях можно прочитать Мирабо. Мирабо - известный деятель французской революции, а ещё знаменитый оратор и борец за права соотечественников. Он даже «Декларацию прав человека и гражданина» написал. Так что продавец, вероятно, вешая портрет такого человека, хотел подчеркнуть свою прогрессивность. Претенциозная трубка и помпезная картина на стене, возможно, намекают, что барин мнит себя эстетом. Шляпа боливар, в которой Онегин ездил на бульвар, в свое время была названа в честь того самого свободолюбивого Боливара. Она была неким символом либерализма и независимости. То есть двое этих свободолюбивых и псевдолиберальных господ сидят за столом, в компании с бутылочкой винишка и наливочкой в графине, и обсуждают куплю-продажу людей, торгуются. Ещё один циничный штрих - наряд девушки. Он праздничный, вполне сошёл бы и за свадебный. Только настроение у неё совсем не праздничное. Думаю, продажа именно девушек изображена, чтобы была явная параллель с восточными невольничьими рынками. Ну и чтобы вызывало больше сочувствия. То, что купить хотят только девушек и сама противная физиономия покупателя словно намекают на сластолюбца. Кстати правила купли-продажи крестьян были довольно путаными. Цена сильно варьировалась и от региона сделки, и от умений и талантов продаваемых, но все же женщины обычно стоили дешевле мужчин. Ради денег людей обычно продавали лотами. Мужчина, а довеском его жена, дети. Часто продавали всю деревню разом. Девушек поштучно практически не продавали. Обычно речь шла либо об артистках (певицах, актрисах для крепостных театров и тд), либо надоевшей прислуге. При Николае I вышел закон о запрете разделения семей, под семьей понимались муж, жена, несовершеннолетние дети и незамужние девушки (на практике его иногда нарушали обходными путями). Но даже возможное сгущение красок на картине выглядит органично.

 

Ну и еще пара картин не для анализа, просто чтобы поделиться творчеством прекрасного художника.

Смешное и грустное на картинах передвижника Неврева Картина, Искусство, Живопись, Русская живопись, Художник, Интересное, Познавательно, Длиннопост

"Воспитаница" (1867)

 

Тут изображена ситуация в духе романа Льва Толстого "Воскресение". Девушку, возможно, бедную родственницу, взяли на воспитание в богатый дом родовитых дворян (на "родовитость" указывают  портреты уважаемых предков на стене). Там у нее случилась "любоф" с хозяйским сыном. В результате мы видим семейную сцену. Соблазнитель-офицер сидит в вальяжной позе и демонстративно не смотрит на героиню. Та одной рукой прикрывает заметный живот и явно хочет убежать от всего этого позора, но хозяйка удерживает ее вторую руку. Сама "маменька" указывает на парня с прилизанными волосами. Вероятно, чтобы замять скандал, воспитаницу спешно хотят выдать замуж за постороннего жениха, пообещав тому материальное вознаграждение. Его и привел за руку человек в церковном облачении. Возможно, батюшка изображен для того, чтобы подчеркнуть некрасивость ситуации. Обычную паству он учит порядочности, добрачному целомудрию и всячески порицает порок. А тут сам пытается прикрыть порочную связь.

Смешное и грустное на картинах передвижника Неврева Картина, Искусство, Живопись, Русская живопись, Художник, Интересное, Познавательно, Длиннопост

"Выигрышный билет" (1874)

 

Очень добрая и позитивная картина. Радостный молодой человек вбегает домой, в руке у него так называемый  «билет внутреннего пятипроцентного с выигрышами займа». Среди них и проводился розыгрыш. Отец счастлив, сестра перепроверяет в газете выигрышные номера.

 

К сожалению, сам художник выигрышный билет не вытянул. Успех был переменчив, последние годы он прозябал в нищете и в итоге застрелился.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх