Ночная терраса кафе|Cafe Terrace at Night, сентябрь 1888.
Место создания:Арль, Франция|Arle, France,масло,холст 65.5x81 см.Музей Крёллер-Мюллер,Нидерланды|Kröller-Müller Museum
"Христос — единственный из философов,...и т.д., кто утверждал как главную истину вечность жизни, бесконечность времени, небытие смерти, ясность духа и самопожертвование как необходимое условие и оправдание существования."
(Винсент Ван Гог)
И в самом деле, стоит повнимательнее присмотреться к посетителям кафе, к расположению фигур. Посередине - официант с длинными волосами и в белом одеянии, напоминающий Христа.
Вокруг него - двенадцать посетителей кафе, по числу апостолов, причём один из них стоит в дверях, как Иуда, который, как известно, покинул ужин.
А прямо за спиной официанта - окно, переплёт которого образует крест.
Здесь присутствуют и другие "рифмы" с евангельским сюжетом: всё происходит поздним вечером, ночью; образ официанта можно соотнести с образом Иисуса - перед нами трапеза, официант - тот, кто даёт еду, а на Тайной вечере Иисус давал ученикам хлеб и вино; да и сама роль официанта - это же, по существу, роль слуги: Иисус, как известно, перед этим последним ужином мыл ноги ученикам.
И ещё один момент, очень важный, на мой взгляд: ощущение от картины.
Формально это пейзаж, но великолепно написанная ночная улица и небо воспринимаются только как фон для действия, происходящего на освещённой террасе.
Светлая фигура официанта и сидящие за столиками посетители кафе создают внутри картины некое самостоятельное целое, приковывают взгляд.
Можно ненадолго отвлечься от них, посмотреть на прохожих, на горящие окна, на звёзды, на камни мостовой - и тут же снова невольно вернуться к происходящему на террасе.
В этой сцене, при всей её будничности, есть какое-то необъяснимое напряжение и притягательность.
Свежие комментарии