Из письма А.П.Чехова : "Я купил кусочек берега с купаньем и Пушкинской скалой около пристани и парка в Гурзуфе. Принадлежит нам теперь целая бухточка, в которой может стоять лодка или катер. Дом паршивенький, но крытый черепицей, четыре комнаты, большие сени. Одно большое дерево - шелковица".
А.П.Чехов
Прошло сто с лишним лет.
Чеховка с высоты птичьего полета, верхней площадки санатория имени Коровина. Прежде это была дача Саламбо, купленная по совету Антона Павловича и принадлежавшая великому художнику.
Сам район расположен ниже Ленинградской. Хаотически нагроможденные старые домики, террасами спускающиеся к морю, к подкове гурзуфской бухты. Почти все как тогда, при Чехове - та же неустроенность и та же бедность. Наш путь лежит к самой дальней точке района, собственно к даче Антона Павловича.
Триста метров не расстояние и вот мы у цели.
Как вещает памятная табличка у входа, в этом доме Антон Павлович сто десять лет, в агусте провел несколько ней поисках творческого уединения, работая над 1 действием драмы "Три сестры". Почти никто из друзей писателя не знал о существовании гурзуфского домика. При жизни хозяина его посетили только В.
Гурзуф Чехов приметил еще в первые свои приезды в Крым. Многое привлекало здесь писателя: уединение, купание в бухточке, рыбная ловля. Но все то было и в других местах. А все таки почему из всех уголков южнобережья Чехов выбрал Гурзуф?
Приобретя небольшой домик в Гурзуфе у самой Генуэзской скалы, которую называли все Пушкинской, Антон Павлович становился как бы "соседом" великого поэта. Пушкин для Чехова значил многое. В числе самых дорогих книг, которые он привез в Ялту, - издание сочинений Пушкина. В прозе, драматических произведениях Чехова его герои вспоминают и цитируют стихи Пушкина. Да и в письмах самого Антона Павловича большое количество ссылок на Александра Сергеевича Пушкина и его творчество. Пушкинские образы, пушкинские строки, мотивы и интонации переполняют все творчество Чехова.
В одном из писем к А.С. Суворину, владельцу одной из крупнейших в России книгоиздательских фирм, Чехов просил: "Я бы с восторгом прочел что-нибудь новое о Пушкине и Толстом - это было бы бальзамом для праздного ума моего".
Домик А.П. Чехова в Гурзуфе находился в трех сотнях метров от дома герцога Ришелье, в котором в 1820 году жил великий поэт. Возможно, главной причиной, по которой выбор А.П. Чехова пал на Гурзуф, было то, что Гурзуф хранил память о любимом писателе - Александре Сергеевиче Пушкине.
Выйдя через эту открытую дверь на крытое крыльцо дома, ноги без задержки сами несут нас к морю. С обзорной площадки чеховская бухта открывается во всей своей красоте. Природная естественность, чистота и укромность, малолюдность - вот то, за что мы любим эту бухту и всегда отдаем ей предпочтение перед другими пляжами Гурзуфа. Кстати купив билет в музей, посетитель получает и право самостоятельного осмотра бухты, чем мы всегда с радостью и занимаемся, до самого вечера.
Недолго, всего четыре года пользовался Антон Павлович своей любимой тайной дачей. По завещанию, составленному А.П.Чеховым 3 августа 1901 г., гурзуфская дача перешла его жене О.Л.Книппер, которая ежегодно (за исключением военных лет) проводила лето в Гурзуфе. В гражданскую войну здесь жили артисты "качаловской группы", гастролировавшие по югу России. Позднее гостями были С.Рихтер и Н.Дорлиак, И.Козловский, О.Н.Ефремов. Соседями О.Л.Книппер в Гурзуфе была семья известных пушкинистов Б.Томашевского и И.Медведевой, рядом приобрел дачу композитор Лев Книппер, автор знаменитой песни "Полюшко-поле". Последний раз О.Л.Книппер приезжала сюда из Москвы в 1953 г. После ее смерти домик находился в ведении Дома творчества художников имени К.Коровина.
В 1987 г. гурзуфская дача Чехова стала отделом Дома-музея А.П.Чехова в Ялте. С тех пор ежегодно с апреля по ноябрь здесь размещаются временная чеховская экспозиция и сменные художественные выставки.
Гурзуфская бухта всегда привлекала людей искусства. Ее рисовали Р.Кент, Бидструп, знаменитый маринист Айвазовский и его ученик Магдесян, позднее художники Кукрыниксы, Мешков, Бисти, многие другие художники XX века; она вдохновляла поэтов Маяковского, Заболоцкого, М.Дудина, Б.Чичибабина, Е.Рейна; здесь снимались фильмы о Пушкине и о Чехове.
"Без России нехорошо, - писал Антон Павлович, - нехорошо во всех смыслах. Из всех русских теплых мест самое лучшее пока - Южный берег Крыма. В Крыму уютней и ближе к России".
Уютное и теплое, точно! Что с радостью и подтверждаем.
Свежие комментарии