На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

В мире прекрасного

5 697 подписчиков

Свежие комментарии

Рянгина Серафима Васильевна (1891-1955)


Серафима Васильевна родилась 13 февраля (25 числа по-новому стилю) 1891 года в Петербурге. Увлечение рисованием привело гимназистку Симочку в широко популярную частную школу-студию на Литейном проспекте, дом № 59, созданную художником, преподавателем Рисовальной школы Общества поощрения художеств, профессором Академии художеств Яном Францевичем Ционглинским (1858-1913).
Часть мастерской в студии занимал рояль, на котором во время занятий Ционглинский играл наизусть Р.Вагнера, Л.Бетховена, Ф.Шопена, Р.Шумана или Ф.Листа, потому что считал, что музыка способствует восприятию самых тонких красочных оттенков. Также в своей мастерской художник устраивал музыкальные вечера, на которые приглашал играть С.В.Рахманинова, И.Сливинского, И.Гофмана и Ф.Бузони. Ян Францевич сыграл немаловажную роль в становлении таких будущих авангардистов, как Михаил Матюшин, Елена Гуро, Волдемар Матвей, Павел Филонов. В том числе и Симочки Рянгиной.

Как всегда, «из ничего ничего и не бывает»...

Серафима Васильевна вспоминала, как в детстве любила рисовать жизнь городского дома «в разрезе» - интерьеры комнат, в каждой из которых происходит свое действие. «Я долго находила наслаждение в этой игре — быстро разделять лист и погружаться в мир маленьких людей, живущих быстро и хлопотливо». Позже это детское увлечение трансформировалось в одну из определяющих черт ее искусства.

В 1912 году, выдержав большой конкурс, Серафима Васильевна поступила в Академию художеств, в которой она училась с небольшими перерывами до 1923 года. Там ее учителями были мастера, ярчайшие представители русского реалистического искусства, передвижники П.Е.Мясоедов, И.И.Творожников, В.В.Беляев. Но любимым педагогом был Дмитрий Николаевич Кардовский (1866-1943), сформулировавший своё основное требование к ученикам кратко: «Живописи я не учу, а извольте понять и передать форму».

1920-е
Там же, в Академии, Серафима Васильевна познакомилась со своим будущим мужем, оказавшим на неё столь же сильное влияние, как Ционглинский и Кардовский, Степаном Михайловичем Карповым (1890-1929), уроженцем Оренбурга.


Карпов Степан Михайлович (1890-1929) «Автопортрет» 1926

Образование Степан Михайлович получил до революции; вначале в Казанской художественной школе (1905-1911) у Н. И. Фешина, затем в Академии художеств Санкт-Петербурга (1911-1917, 1921-1922).
До 1923 года он с супругой, Серафимой Васильевной, жил в Оренбурге, и был одним из организаторов краеведческого музея, художественной студии, председателем местного общества художников, а также официальным «живописцем» города.

Большим событием в художественной жизни страны начала XX века было создание в Москве, а затем и в Петрограде Ассоциации художников революционной России (АХРР), продолжавшей традиции передвижников, стоя на позициях реалистического искусства, и ставшей предтечей единого Союза художников СССР. Одним из активных членов АХРР, с первых дней ее создания, были Карпов и Рянгина.

После переезда в Москву Степан Михайлович занял руководящее положение в АХРР. В Москве супруги продолжили упорные занятия в своего рода студии на Бауманской (Немецкой) улице, где работали и братья Яковлевы, Борис и Василий. Кисти Степана Михайловича принадлежит чудесный портрет жены.



Карпов Степан Михайлович (1890-1929) «Портрет жены, Серафимы Рянгиной» 1926

Умер художник 21 марта 1929 года, заканчивая работу над картиной «Арест Пугачёва». В память о муже, Серафима Васильевна подарила это полотно Оренбургу

Она очень много, настойчиво и увлеченно работает с натурой. Десять сохранившихся автопортретов написаны на протяжении 1924 – 1925 годов, их вполне можно считать началом творческого пути художницы. Автопортреты писались с отображения в зеркале «…так как никакая натура не могла бы так упорно и настойчиво во всякое время быть наготове с художником» - пишет в своей автобиографии Серафима Васильевна.

На «Автопортрете при вечернем свете» видно чеканную лепку форм, крепкий уверенный рисунок, умение передать внутреннее состояние героини. Обдуман каждый нюанс изображения: волоски тонкой линии бровей, ресницы, более белесые на концах, седеющие на висках волосы. В подходе к выполнению портрета ощущается характер художницы: она была исключительно строга и взыскательна к себе, обладала огромным трудолюбием.


1925 Рянгина Серафима Васильевна (1891-1955) «Автопортрет при вечернем свете»

АХРР в какой-то мере продолжала традиции передвижников, и это было очень важно для Серафимы Васильевны, сформировавшейся в своеобразного художника-жанриста. В ее первых значительных работах «На кухне» 1925; «В мастерской художника» 1927; «Обед рабочего», 1927 образы простых людей несколько огрублены, с тщательно выписанными деталями, любовно изображенным предметным миром, мастерски переданной материальностью.


1927 Рянгина Серафима Васильевна (1891-1955) «Обед рабочего»

Но вскоре её перестают удовлетворять подчеркнуто прозаические «куски жизни». От передачи бытовых ситуаций она переходит к поискам черт новой действительности. Работы «Красноармейская студия ИЗО» 1928, «Рабочий-изобретатель» 1929, с особой четкостью предметных очертаний, смелыми ракурсами свидетельствуют об упорных исканиях в области композиции.


1928 Рянгина Серафима Васильевна (1891-1955) «Красноармейская студия»



1928 Рянгина Серафима Васильевна (1891-1955) «Ликбез»



1929 Рянгина Серафима Васильевна (1891-1955) «Рабочий-изобретатель»



1929 Рянгина Серафима Васильевна (1891-1955) «Жена приехала»



1924 Рянгина Серафима Васильевна (1891-1955) «Яйцо на тарелке»


Из творческой командировки в Самарканд в 1926 году привезла много работ:


1926 Рянгина Серафима Васильевна (1891-1955) «Интерьер с тандыром»



1926 Рянгина Серафима Васильевна (1891-1955) «Интерьер чайханы»



1926 Рянгина Серафима Васильевна (1891-1955) «Полдень в ауле»



1926 Рянгина Серафима Васильевна (1891-1955) «Самарканд»



1926 Рянгина Серафима Васильевна (1891-1955) «Старая крепость. Средняя азия»



1923 Рянгина Серафима Васильевна (1891-1955) «Натюрморт с чайником»



1920-е Рянгина Серафима Васильевна (1891-1955) «Натюрморт»



1920-е Рянгина Серафима Васильевна (1891-1955) «Натюрморт»


Работа из творческой командировки в Баку в 1929 году:


1929 Рянгина Серафима Васильевна (1891-1955) «Резервуары»


1930-е
В 1930-е годы Серафима Васильевна, как и многие другие художники, увлеченные размахом индустриального строительства в стране, ездила на новостройки, работала над индустриальным пейзажем, создавала образы строителей социализма. В 1926 году в Самарканд, в 1927 - Италия и Германия, в 1929 в Баку, 1930 и 1933 годы командировки на Кавказ и в Дагестан; в 1938 - Карелия.


1930 Рянгина Серафима Васильевна (1891-1955) «Шаблонщик Т.Конаков»
1931 Рянгина Серафима Васильевна (1891-1955) «Агитбригада»



1933 Рянгина Серафима Васильевна (1891-1955) «Годен (Призыв в РККА)»
1938 Рянгина Серафима Васильевна (1891-1955) «Красноармейский симфонический оркестр»

Центральная работа «Все выше!» 1934 - родилась в одну из таких поездок на Сурамский перевал. Здесь, на Кавказе, строилась высоковольтная линия электропередачи, и, конечно, воочию можно было наблюдать трудовой энтузиазм молодежи. Счастье вдохновенного, свободного труда, смелость дерзаний - все слилось в одну замечательную гармонию, говорящую о величии и героизме советской эпохи, о юности страны. Здесь появились, наконец, свет, воздух, радостный колорит, чего так не доставало ранним работам художницы.


1934 Рянгина Серафима Васильевна (1891-1955) «Все выше»

В последующий период творчества Серафима Васильевна продолжает повествование о людях труда и по-прежнему ищет сюжеты в путешествиях. С Урала, из Дагестана и Карелии она привозит пейзажи и много портретов. Художницу особенно привлекало разнообразие человеческих характеров. «Доменный цех. Завод Магнезит» 1934; «Ворота в Гунибе» 1935; «Вечер на Пор-пороге» 1936; «Лесорубы» 1937. Кстати сказать, картина «Лесорубы» 1937 была на той, приснопамятной выставке в Сталино 1941 года, которая пропала вся, до последней работы.




1934 Рянгина Серафима Васильевна (1891-1955) «Два транспорта на Сурамском перевале»



1935 Рянгина Серафима Васильевна (1891-1955) «Цех кирпича. Саткинский завод Магнезит»



1936 Рянгина Серафима Васильевна (1891-1955) «Карелия. Пор-Порог»



1939 Рянгина Серафима Васильевна (1891-1955) «Натюрморт»

1940-е
Без устали работала Серафима Васильевна и в военные годы. Сохранились ее замечательные графические листы, посвященные Москве; картина «Подруги» 1945, о девушках - участницах Великой Отечественной войны, стала популярной на долгие годы. В последние годы жизни интересы художницы сосредоточиваются на композиционном жанровом портрете. На своих полотнах она запечатлела ряд советских художников в обстановке их творческих мастерских: «В мастерской скульптора» 1947, «Беседа» 1947, «Дружба» 1949, «В мастерской художника Ю. И. Пименова» 1955



1940-е Рянгина Серафима Васильевна (1891-1955) «Интерьер мастерской»
Не это ли работа «В мастерской художника Ю. И. Пименова»?



1940-е Рянгина Серафима Васильевна (1891-1955) «Портрет художника Б.Н. Яковлева»



1940-е Рянгина Серафима Васильевна (1891-1955) «Ткачиха»



1941 Рянгина Серафима Васильевна (1891-1955) «Дружинница»



1943 Рянгина Серафима Васильевна (1891-1955) «Подарки фронту»



1943 Рянгина Серафима Васильевна (1891-1955) «Раздача подарков на фронте»



1943–1945 Рянгина Серафима Васильевна (1891-1955) «У эшелона»



1945 Рянгина Серафима Васильевна (1891-1955) «Подруги»



1947 Рянгина Серафима Васильевна (1891-1955) «Беседа» (Б.Н. Яковлев, Н.Я. Белянин, В.В. Крайнев)



1947 Рянгина Серафима Васильевна (1891-1955) «В мастерской скульптора (И.М.Чайков)»



1948 Рянгина Серафима Васильевна (1891-1955) «Ветка яблони»



1949 Рянгина Серафима Васильевна (1891-1955) «Дружба»

1950-е
Поздние работы Серафимы Васильевны органично входят в общую картину советской живописи 1950-х годов, в которой главное — неторопливый, обстоятельный рассказ — то, к чему всегда тяготела художница.


1950 Рянгина Серафима Васильевна (1891-1955) «Строители колхозной деревни»



1950-е Рянгина Серафима Васильевна (1891-1955) «Женский портрет»
1952 Рянгина Серафима Васильевна (1891-1955) этюд к картине «Доклад агронома»



1953 Рянгина Серафима Васильевна (1891-1955) «Георгины»


Умерла Серафима Васильевна 16 июня 1955 года в Москве.
Погребена на Новодевичьем кладбище, рядом с мужем.




Незадолго до смерти, в 1955 году, Серафиме Васильевне Рянгиной
было присвоено звание заслуженного деятеля искусств РСФСР

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх