Восстановление гентского алтаря за 2,4 миллиона долларов привело к шокирующим откровениям - подобно гуманоидному лицу мистического ягненка. По словам эксперта, возглавлявшего проект, результат реставрации стоимостью 2,44 млн. Долларов "всех шокировал".
В открытии, которое может изменить книги по истории искусств, недавняя реставрация алтаря Гента, завершенная Королевским институтом культурного наследия в Бельгии, раскрыла оригинальные детали в шедевре братьев Ван Эйков.
Эксперты использовали микроскопы и хирургический скальпель, очищая сантиметр за сантиметром, в окраске 16-го века. Примерно 70% первоначального письма было скрыто под коричневым лаком на протяжении веков.
Гентский алтарь был освящён в 1432 году. Об этом извещает надпись на латыни на двух серебряных пластинах, обнаруженных в 1823 году на задней части панелей с изображениями донаторов (заказчиков).
«Художник Губерт ван Эйк, не имеющий равных, начал эту работу. Ян [его брат], второй в искусстве, завершил её по заказу Йоса [Йодокуса] Вейдта шестого мая [1432]. Он умоляет вас посредством сего стиха заботиться о том, что появилось на свет».
Шестисотлетняя история алтаря не менее богата, чем его иконопись. Это, пожалуй, самое часто похищаемая работа в мире. Да и вообще всё плохое, что могло бы случиться с произведением искусства — произошло с ним.
Оригинальная рама, предположительно, богато декорированная, была уничтожена во время Реформации. Некоторые исследователи думают, что она была снабжена часовым механизмом, который открывал створки и, возможно, даже проигрывал музыку.
В августе 1566-го кальвинисты ворвались в собор Святого Бавона, чтобы сжечь Гентский алтарь как католическую икону. Их опередили рыцари, которые разобрали панели и спрятали в одной из церковных башен.
После этого они заблокировали лестницу и приготовились защищать святыню ценой собственной жизни. Алтарь вернулся на прежнее место почти 20 лет спустя.
И это только начало злоключений, случившихся с алтарем за долгую историю его жизни.
Поклонение Мистическому Агнцу на одной из пяти нижних внутренних панелей, содержало особенно примечательное откровение: лицо жертвенного агнца гораздо более похоже на человека и привлекательнее, чем считалось ранее.
Охарактеризовав барашка как «мультяшного», Дюбуа объяснил, что искусствоведам теперь нужно будет определить, почему братья-художники решили изобразить животное таким образом.
Еще реставрационные работы с изображениями зданий в алтаре доказывают, что башня собора в Утрехте, которую можно увидеть на горизонте, действительно часть оригинальной композиции Ван Эйкса, а это институт называл «упрямым мифом», считая его более поздним дополнением.
Вот еще одна страница истории шедевра.
1781 году император Священной Римской империи Иосиф II пожелал увидеть знаменитый шедевр.
Но вместо того, чтобы восхищаться творением Ван Эйков, он возмутился, что обнажённые Адам и Ева слишком «неблагородны» для утончённых вкусов эпохи Просвещения.
Эти две панели были сняты и спрятаны в библиотеке собора.
Во время Наполеоновских войн, в 1794 году, французские республиканцы захватили Гент и отправили четыре центральные панели алтаря в Лувр.
Лишь 21 год спустя, после разгрома Наполеона под Ватерлоо, новый французский король Людовик XVIII вернул украденное.
Это была благодарность за то, что жители города предоставили ему убежище, когда Бонапарт сбежал с острова Эльба.
Но уже год спустя, в 1816-м, викарий Ле Сурр, пользуясь отсутствием епископа, снял крылья алтаря и контрабандой вывез их в Брюссель.
Там они попали к торговцу антиквариатом, который, скорее всего, и заказал кражу. После панели были перепроданы Фридриху Вильгельму III, королю Пруссии.
Тот надеялся собрать коллекцию, которая превзойдёт Лувр.
Но теперь алтарь восстановлен, как и было обещано – к 2020 году, и Мистический Агнец снова открыл миру свое сияние.
Свежие комментарии