На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

В мире прекрасного

5 691 подписчик

Свежие комментарии

ХУДОЖНИК КОНСТАНТИН ТРУТОВСКИЙ. ЖАНРОВАЯ ЖИВОПИСЬ

На сеновале, 1872 (700x450, 142Kb)
 
На сеновале, 1872 год. — Тюменский областной музей изобразительных искусств.

Воспевать сельскую жизнь и быт, да так, чтобы публика почувствовала умиротворенность и необыкновенное очарование этого мира, зарядилась живой энергией и насладилась красотой первозданных пейзажей, удавалось совсем немногим мастерам кисти.
Среди таких был Константин Александрович Трутовский, воистину народный художник. 

Базар в провинции (700x477, 363Kb)
Базар в провинции, ранее 1893 г. — Государственная Третьяковская галерея. Москва

Константин Александрович отличался чрезвычайным трудолюбием: картин, акварелей и карандашных рисунков за весь творческий путь написано им столько, что и не счесть. Он был жанровым живописцем, иллюстратором произведений Н. В. Гоголя, М. Ю. Лермонтова, И. А. Крылова, а еще был академиком Императорской Академии художеств, состоял в членстве Королевского бельгийского общества акварелистов. 


Сцена у колодца (700x559, 190Kb)
Сцена у колодца, ранее 1893 г. Республиканский художественный музей имени Ц. С. Сампилова, Бурятия, Улан-Удэ.

Среди русских живописцев сложно найти еще одного такого "открытого, искреннего, приятного человека, который бы и в жизни, и в искусстве выражал незыблемую веру в народ, в нравственное национальное благородство простых людей, достойных уважения". Будучи прекрасным, собеседником и завсегдатаем творческих собраний художников, остроумным иллюстратором, редким знатоком сельской жизни, Трутовский всегда был в центре внимания широкой публики. 

На кладке (508x700, 98Kb)
Через кладку

Его любовь к Украине была настолько велика, что являясь русским художником, он в глазах у большинства и критиков, и зрителей предстает чисто украинским живописцем.
И действительно, рассматривая самые лучшие полотна мастера, изображающие сельскую жизнь народа, видим, что связаны они по большей мере с Украиной, с малороссийскими традициями. А его «душа, полная Гоголем», всегда стремилась на бескрайние ее просторы. 

У плетня. (548x700, 135Kb)
У плетня.

«Малороссия, – писал художник, – произвела на меня чарующее впечатление… С жаром я принялся рисовать все, что мне попадалось на глаза». А попадались на глаза мастеру самые обыденные сценки из сельского бытия. Жизнь обычных селян он изображал, не выискивая недостатки, а с любовью изображал и простоту и, одновременно, мудрость народа, обычаи, ритуалы и их уникальный юмор. 

Возвращение с ярмарки. (700x449, 136Kb)
Возвращение с ярмарки. 1868 г.

Еще в юном возрасте Трутовский зачитывался произведениями Н.В. Гоголя. В них он нашел для себя описание того, что сам много раз видел, путешествуя по украинской земле, и то, что потом стало основой его творчества, а именно: национальные нравы, колорит характера и лирический настрой. 

Колядки в Малороссии (700x475, 133Kb)
Колядки в Малороссии, 1864 г. — Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

Позже, иллюстрируя "Вечера на хуторе близ Диканьки", он вложил свои собственные наблюдения народной жизни, что и определило успех его работ. Как, впрочем, и всех его других произведений книжной графики и живописных полотен. Увлечение Гоголем настолько было велико, что Трутовский написал несколько картин, иллюстрирующих произведения великого писателя. 

Иллюстрация к Сорочинской ярмарке Николая Гоголя (700x494, 103Kb)
Иллюстрация к Сорочинской ярмарке Николая Гоголя.

И что бы ни писал мастер, он всегда в своих изображениях проявлял тонкую наблюдательность, остроумие, иногда юмор и нередко поэтическое чувство. 
Величественная природа и деревенские жители, удивляющие своей простотой и наивностью, приветливостью и радушием, составляют на полотнах живописца то неповторимое чувство Родины, которое есть в душе у каждого из нас. И все это греет нам душу, и навевает радостные и ностальгические воспоминания. 

Хоровод в Курской губернии. (700x477, 153Kb)
Хоровод в Курской губернии. 1860 г. — Государственная Третьяковская галерея. Москва.

Кроме жанровых сценок простонародной жизни, художник писал и образы мелких помещиков, их нравы, быт и характерное поведение. Что прослеживается на полотне "Игра в карты". 

Игра в карты. (700x498, 137Kb)
Воскресный день. Игра в карты

И если образы селян из «Хоровода» написаны с максимальным сопереживанием их нелегкой судьбе, то игроки в карты не вызывают у художника ни малейшей симпатии. "Пренебрежительный взгляд одного из игроков на слугу, хитрая ухмылка другого, сидящего напротив, грузная спина разжиревшего помещика, закрывающая от нас игровой стол, – все персонажи картины изображены с уничтожающей иронией". 

В половодье. (700x520, 146Kb)
В половодье.

Трутовский всю жизнь был убежденным противником крепостного права, поэтому реформу 1861 года, отменяющую рабство, принял с восхищением. 

Свадебный выкуп. (700x462, 117Kb)
Свадебный выкуп.

Городским путникам предлагают фрукты на обочине. (1873). (700x451, 148Kb)
Городским путникам предлагают фрукты на обочине. 1873 г.

Слепой бандурист (700x520, 148Kb)
Слепой бандурист.

Сельская учительница. (1883). (700x474, 148Kb)
Сельская учительница. 1883 г.


Trutovskiy_KA (267x352, 20Kb)
Константин Александрович Трутовский

(28 января [9 февраля] 1826, Курск — 17 [29] марта 1893г.)

Родился село Яковлевка, Обоянский уезд, Курская губерния
Русский жанровый живописец
Академик Императорской Академии художеств

Ссылка на первоисточник
наверх