Великий русский живописец, график, академик Императорской Академии художеств, участник «Товарищества передвижных художественных выставок» и один из учредителей «Союза русских художников». Его обожали коллеги и просто боготворили ученики.
Художник Алексей Степанович Степанов родился в мае 1858 года в Симферополе, в Таврической губернии, в семье дворянина, офицера, участника Крымской войны.
Степанов осиротел в раннем возрасте (мать будущего художника умерла в 1858 году, а через пять лет не стало и отца) и опекун увёз Алёшу в Москву, устроил сироту в малолетнее отделение Института обер-офицерских сирот, которое располагалось в бывшей усадьбе графа Разумовского.
Алексей Степанович окончил 1-ю мужскую гимназию, затем, в 1879 году, получил профессию землемера в Константиновском межевом институте.
С 1880 по 1884 годы Степанов учится в Московском училище живописи, ваяния и зодчества – сначала, три года, вольнослушателем, а затем и студентом. За время учёбы в училище Алексей Степанов неоднократно награждался серебряными медалями и окончил училище с присвоением звания классного художника.
Ещё будучи студентом училища Степанов начала сотрудничать с журналом «Природа и охота» — это сотрудничество продолжалось многие годы и в журнале было опубликовано несколько сотен рисунков художника.
В 1888 году Степанов сотрудничает с «передвижниками», участвует в выставках. Выставленная в 1889 году на выставке «передвижников» картина «Лоси едят сено» была очень тепло принята публикой и приобретена П.М. Третьяковым для своей знаменитой коллекции.
С конца восьмидесятых годов Степанов преподаёт в Училище изящных искусств художника-архитектора А.О. Гунса, а в 1889 году, по настоянию В.А. Серова, Алексея Степановича приглашают преподавать в класс анималистической живописи Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Степанов возглавлял этот класс, впоследствии получив звание профессора, до 1918 года. У Алексея Степанова учились С.В. Герасимов, В.А. Филиппов, М.А. Добров, Б.В. Иогансон, П.Д. Корин, А.П Панфилов, Л.В. Туржанский, Б.Н. Яковлек и ещё многие другие.
Деликатного, скромного и доброжелательного Степанова, «Стёпочку», как его все звали, любили и уважали друзья, и коллеги, а ученики просто боготворили.
В 1891 году художник заканчивает картину «Журавли летят». Критики назвали это полотно «огромным успехом» А.С. Степанова.
В 1894 году Алексей Степанов, с семьёй московского купца и коллекционера Н.В Медынцева, путешествует по Европе, а в 1895 году художник женится на дочери Медынцева – Людмиле Николаевне.
В 1905 году за картину «Утренний привет» Степанову было присвоено звание академика Императорской Академии художеств. Полотно выставлялось на выставках «Товарищества передвижных художественных выставок», на выставке Академии и Всемирной выставке в Париже.
В 1903 году Степанов выходит из «Товарищества передвижников» и становится одним из учредителей «Союза русских художников».
В 1920 году Алексей Степанович Степанов сильно заболел, но продолжал работать. Его последняя работа «Качели» (1923 год) была приобретена «Институтом Карнеги». А в октябре 1923 года художника не стало. Похоронили А.С. Степанова на Ваганьковском кладбище.
Корин, впоследствии, писал:
Словно я Пушкина стихи прочитал. Вот так же просто, просто, а высоко… Что о нем сказать? Художник он был. Вот все тут и сказано. И было в нем все просто, без эффектов. Душа в нем была, и это — самое главное. Но притом артистизм высокий, мастерство несравненное. Сверкающий он при великой своей простоте.
Большая часть работ Степанова носит пленэрный характер – картины написаны широко, эскизно, прозрачным жидким мазком и немногими цветами. Степанов и своих учеников учил «краски поменьше».
Жанр Степанова можно назвать пейзажно-анималистическим. Кстати, М.В. Нестеров называл А.С. Степанова лучшим анималистом наравне с В.А. Серовым.
Между живописью импрессионистов и живописью Степанова существует глубокая разница, коренящаяся в самом принципе их искусства. Импрессионист мастерски передает мгновенное впечатление. Но, верное мигу, его произведение теряет что-то от того перманентно совершающегося, что заключается в каждом явлении, в каждой вещи.
Степанов же стремился взять самое существенное, именно то, что дает тон, характер явлению, отбрасывая ненужное, заглядывая в самую сердцевину предмета. За его легкой, быстрой, воздушной живописью много умения, но и много труда. «Это не импрессионизм, — говорит А.П. Панфилов. — Брал он нежно, но в упор«. Оттого в его животных всегда «видна шерстка«, хотя трудно представить себе что-либо более далекое от натурализма, чем искусство Степанова.
Годы упорного труда, тысячи натурных наблюдений, кропотливое изучение анатомии животных и наряду со всем этим постижение в художественной практике всех материалов живописи: красок, растворителей, холста, картона, — все это лежит в основе метода Степанова. Вот почему он не позволял своим ученикам ему подражать. Он знал, что это подражание может быть только внешним и вредным. Он учил видеть, выбирать главное, запоминать; учил упражнять глаз в различении тончайших оттенков тональностей.
Закончить рассказ о русском живописце Алексее Степанове я бы хотел словами этого действительно великого художника:
И, разлюбив вот эту красоту, я не создам, наверное, другую…
Свежие комментарии