На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

В мире прекрасного

5 692 подписчика

Свежие комментарии

Страсть и судьбы прерафаэлитов

 

                      


Прерафаэлитов, наверно, знают все. В этом посте будет больше рисунков, хотя, рассказывая хотя бы один эпизод из жизни братства, невозможно обойтись без полотен.

                


                                          


В 1853 году основатель прерафаэлитов Джон Милле провел свое лето в Шотландии с Джоном Рескином.
Милле тогда написал знаменитый портрет Раскина, на котором четко видны следы переживаний и внутренней драмы. Причина была весьма не простая – отношения с женой, Эффи Грей.


                                      

                                                                                        Сэр Джон Эверетт Милле, портрет Джона Рескина

Эфимия (Эффи) Грей родилась 7 мая 1828 году в Перте в доме, который ее отец перекупил у отца Джона Рескина. Между юношей и 12-ти летней девочкой возникала дружба. Для Эффи Джон Рескин написал фантастический роман «Король Золотой Реки». 
Когда Эффи исполнилось 20, они поженились. И была первая брачная ночь, в которую Рескин не смог выполнить свой супружеский долг. Эффи оставалась девственницей на протяжении всего их брака.


                                

                                                                                          Эффи Грей, портрет работы Томаса Ричмонда. 


Эффи пыталась подтолкнуть мужа к нормальной семейной жизни и хотела ребенка, но он находил разные причины для отказа от постели. Например, он говорил, что ненавидит детей и не предназначен воспитывать их, что беременность и роды могут изуродовать тело жены, что плотская связь – это грех и т.
п. 

Но все внешние приличия были соблюдены, и их брак внешне выглядел успешным. Сама Эффи продолжала восхищаться мужем и считала, что не сможет полюбить никого другого. Ошибалась.
В то время Джон Рескин был расположен к Джону Эверетту Миллесу, которого считал наиболее одаренным из братства. В один прекрасный день он представил Миллеса своей жене, а тот уговорил ее позировать для картины «Приказ об освобождении». 


                                

                                                                                  Джон Эверетт Милле, Хайленд Shelter, 1853


Видимо, Милле начал влюбляться в Эффи уже во время работы над картиной. А потом Рескин пригласил молодого художника сопровождать их семью в поездке по Шотландии. 

Отношения, сулившие счастье, стали формироваться, и тогда Эффи решила рассказать о своей кошмарной шестилетней семейной жизни родителям. 


                                                                                  

                                                                                              Джордж Грей, отец Эффи, гр. 1865


Родители пришли в ужас. Мистер Грей начал процесс по аннулированию брака дочери с Рескиным. Были приглашены врачи, засвидетельствовавшие то, что она продолжала оставаться девственницей. В 1854 году Эффи получила развод, а в июле 1855 года вышла замуж за Милесса. 

Вся эта история вызвала публичный скандал. Родители Рескина распространяли порочащие слухи о Эффи и ее семье, а он сам иногда достаточно жестко критиковал некоторые из новых работ Милесса.


                                            


                                                              

Но, как часто в жизни бывает, это не конец истории.

«Развод препятствовал Эффи во многих общественных функциях. Ей не разрешено было находиться в присутствии королевы Виктории, поэтому если где-либо ожидалось появление королевы, Эффи туда не приглашалась. До развода она жила активной общественной жизнью, отстранение от которой её угнетало. В конечном итоге, когда Милле находился при смерти, королева смягчилась, позволив Эффи принимать участие в официальных событиях».

В этой ситутации, почти невозможной для тех времен, как в чистом зеркале, отражается  не вся, но одна из важнейших сторон жизни женщины в викторианскую эпоху. Развестись можно было с большими сложностями, причину развода надо было доказать и часто она становилась поводом для общественного скандала. Эффи повезло – за нее горой стоял отец, не побоявшийся пересудов, она владела своим имуществом, отписанным ей родителями – вообще редчайший случай в те времена, ведь деньги жены сразу и навсегда переходили мужу.

Положение жены тогда было чем-то вроде положения бесправной домоправительницы. Но Эффи была шотландкой, возможно, этот факт сыграл свою положительную роль.

Он сделался портретистом, отчасти пейзажистом (причем пейзажи Милле рисовал не на заказ, а как хобби — для себя) и стал первым английским художником, получившим титул баронета в 1885. В 1896 его избрали президентом Королевской Академии. А ведь прерафаэлиты начинали именно с разрыва с академизмом!
Миллес умер в 1896 году и был похоронен в соборе Святого Павла. Большая честь для художника, некогда шокировавшего публику своими ранними работами.
Эффи ненадолго, всего на несколько месяцев пережила мужа и умерла в 1897 году.


                                                                NPG x12958; John Ruskin

                                                                  Портрет молодого Рескина - ведущего критка прерафаэлитов


И для Рескина это был еще не конец событий. Только, если последствия для Эффи били исключением ее из общественной жизни – как же, как же, посмела развестись, то для Рескина они гораздо драматичнее. Много позже, когда ему исполнилось 51, он попытался жениться второй раз, на Розе Ла Туш, в которую влюбился без памяти. 

Вообще, в его влюбленностях есть что-то непонятное. Эффи была на 9 лет моложе, и влюбился он в нее когда она была ребенком. В первую брачную ночь, увидев перед собой взрослое развитое тело, он ничего не смог…


                                                                                  


Теперь Роза… Маленький ребенок, впервые увиденный им: «шла как маленькая белая статуя сквозь сумеречный лес, серьёзно разговаривая». 
Рёскин предложил ей выйти за него в семнадцать. Ему тогда было пятьдесят. Роза не отказала, но её родители воспротивились свадьбе. Их беспокоил скандальный развод Рескина с Эффи. Они обратились к ней за советом. То, что они узнали, укрепило их позицию: Рескину отказать.




                                            



                                    




Роза умерла в дублинской частной лечебнице в 1875 в возрасте 27 лет. Её смерть была как результат безумия, анорексии, разбитого сердца, религиозной мании или истерии, или комбинации этих причин. 

В любом случае, смерть Розы была трагической, и именно её обычно называют причиной, повлёкшей за собой начало приступов безумия у Рёскина около 1877 года. 

Он убедил себя, что художник эпохи Ренессанса Витторе Карпаччо включил портреты Розы в свой цикл картин о жизни святой Урсулы. Он также искал утешение в спиритуализме, пытаясь войти в контакт с духом Розы.



                                                                          


Розу называют главной любовью Рескина. Судя по глубинному, неотвратимому влиянию этой любви на его жизнь и психику, это так.

История любви Розы и Рёскина упоминается в романе Набокова «Лолита». Согласно Вольфгангу Кемпу, «вся работа пронизана аллюзиями и прямыми ссылками на Ла Туш».


                                        

                                                    Портрет Фанни Холман Хант Уильям Холман Хант

Милле не был единственным художником, у которого личная жизнь стала темой для пересудов,  можно рассказать еще несколько историй - как, например, о жизни и творчестве Уильяма Холмана Ханта. Это будет в следующий раз.


                                                      
                                      

                                                                                Уильям Холман Хант, Эдит Холман Хант, 1876
                                          
                  Актриса Дороти Дене или натурщица Мэри Ллойд, часто позировавшая для прерафаэлитов. Фредерик Лейтон

Братство было тесным сообществом, в котором многие переплетались судьбы…. Интресна судьба Лейтона, Россети и его бесчисленных муз…. В общем, страсть, как эмоциональный накал, зажигала таланты художников и освещала на века красоту женщин, любимых,скромных или роковых, счастливых или несчастных спутниц прерафаэлитов.
Ссылка на первоисточник
наверх