На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

В мире прекрасного

5 697 подписчиков

Свежие комментарии

ВЫСОКИЙ ДОПУСК: ХУДОЖНИК НИКОЛАЙ ИВАНОВИЧ ДОРМИДОНТОВ

Н.И.Дормидонтов, Без названия (1947 г., х.м., 100х140, 92х120, частное собрание)

В последнее десятилетие на аукционах русского искусства редко, но метко стали появляться картины Николая Дормидонтова (4.II.1898-24.XI.1962 гг.) с оценками в 20-25 тыс. фунтов. В декабре 2010 года на торгах MacDougall's «Зима в Юкках» Н.И.Дормидонтова была продана за 74 тыс. фунтов стерлингов, почти в три раза превысив нижний эстимейт. Работы художника находятся в собраниях ГТГ, ГРМ, в значимых частных коллекциях России.

 Н.И.Дормидонтов (1955 г.)

Хорошо, наверное, начать художественное образование под руководством Рериха, Маковского, Билибина, Щусева… В петербургскую Школу Общества поощрения художеств, чьё рождение в 1839 году удостоилось именного Положения, шестнадцатилетний Николай Дормидонтов поступает в 1914 году (и проучится 4 года). В свободное от посещения учебных классов время прилежный ученик рисует с антиков музея Академии художеств. Усердие приносит плоды – работы Дормидонтова получают высокие оценки, а один из натюрмортов приобретен для Школьного музея русского искусства.

Революция не меняет планы целеустремленного юноши. В 1918 году Дормидонтов поступает на ПГСХУМ (Петроградские государственные свободные художественно-учебные мастерские), но аудитории бывшей Императорской академии художеств ненадолго удерживают его. Наркомпрос командирует молодого художника, имеющего некоторый оформительский опыт (первый рабочий клуб на Выборгской стороне в 1917-18 гг.), в Белоруссию. Встречается ли член коллегии ИЗО Белоруссии Николай Дормидонтов с уполномоченным коллегии по Витебской губернии Марком Шагалом, открывшим в 1919 году Витебское художественное училище, неизвестно. Но (как и Шагал) он не задерживается на административной ниве. С началом Польской войны Дормидонтов добровольцем вступает в Красную армию, где оформляет агитпоезда, пишет декорации красноармейских клубов и театров.

В 1920 году он возвращается в стены ПГСХУМ, вмещавшими свыше 15 мастерских различных направлений. Занимается, совершенствуя рисунок, у Д.Кардовского и Г.М.Бобровского. Посещает занятия В.Е.Татлина и К.С.Петрова-Водкина. От Кузьмы Сергеевича Петрова-Водкина Дормидонтов воспринимает тягу к «трехцветке» в живописи, системы, прозванной студентами «трехплеткой» (красный-жёлтый-синий). В 1922 году Дормидонтов в числе первого послереволюционного выпуска художников ПГСХУМ. Молодых художников, защитивших дипломы (в их числе работы под названиями «Каин», «Мольба о крыльях», «Святой Себастьян», «Илья Пророк»), издательство «Прибой» командирует писать портреты путиловских рабочих.

Н.Дормидонтов. Журнальная иллюстрация (1928 г.)

В 1922 году АХРР (Ассоциация художников революционной России) приглашает Дормидонтова в свои ряды. Вместе с С.М.Карповым (1890 - 1929) Дормидонтов создаёт в конце 1923 – начале 1924 гг. ленинградский филиал АХРР и избирается его председателем. И опять административный пост не доминирует в его жизни. Николай активно разъезжает по стройкам страны, плодотворно работает в графике, активно участвует в групповых экспозициях. Четкость, правдивость и графичность отличают произведения этих лет. Знаковым является рисунок «Мартеновская печь на заводе «Югсталь»» (1926 г., бумага, тушь).

 Н.И.Дормидонтов, Мартеновская печь на заводе «Югсталь» (1926 г.,бумага, тушь)

23 апреля 1932 года выходит постановление ЦК ВКП(б) «О перестройке литературно-художественных организаций»: овладевая творческим методом социалистического реализма художники должны понять, что в центре их внимания должен быть советский человек, его думы, чаяния, чувства. «Формалисты» всё реже появляются в экспозиционном пространстве, заполняемом работами типа «Допрос коммуниста» (1933 г.) Б.В.Иогансона (1893-1973 гг.). Дормидонтов уходит в живопись. Но из всех возможных тем выбирает спорт, силу и красоту человека. С «въедливостью в детали», с отшлифованной годами дотошностью, Николай Дормидонтов начинает работать в живописи. Как результат, если забежать чуть вперед нашего хронологически выверенного повествования, картины и реплики спортивных холстов Дормидонтова украсили ко второй половине 30-х гг. десятки спортивных учреждений Союза.

  Н.И.Дормидонтов, Лыжница (1931 г., х.м., ГТГ)

На крупнейшем стадионе Ленинграда «Динамо» художнику отводят специальную мастерскую, где он выполняет целый ряд больших работ. Уже самая ранняя картина спортивной серии «Лыжница» (1931 г.) отличается акцентом на характеристике человека. На первом плане картины молодая и задорная физкультурница. Её лицо и фигура стилизованы, движения предельно условны, как и колорит, построенный на сопоставлении чистых локальных цветов, лишенных сложных тональных и светотеневых отношений. «Лыжница» точно пытается выйти из мира реальных жизненных объемов и материальности.

   Н.И.Дормидонтов, Футбольный матч СССР-Турция (1935 г., х.м.)

Монументальные полотна «Спартакиада Балтфлота» (1933 г.), «Футбольный матч СССР-Турция» (1935 г.) убедительно передают динамичную борьбу за мяч у футбольных ворот. Такие сцены невозможно писать непосредственно с натуры, а работа с натурщиком позволяет запечатлеть только отдельные моменты, отдельные детали. Дормидонтов достигает вершин рисовального мастерства, тщательно прорисовывая мускулатуру игроков. Гипертрофированная экспрессия придает этим работам определенную условность, а красочная гамма (голубое небо, яркие майки игроков, зелень поля) усиливают бодрое звучание. Однако, разговор о спорте в живописи Дормидонтова будет не полным без упоминания картины «С.М.Киров на лыжной прогулке» (1936 г.).

Н.И.Дормидонтов, С.М.Киров на лыжной прогулке (1936 г., х.м.)

В «Кирове…» портретно точный заглавный герой, выделяясь из пестрой стайки молодых лыжников и лыжниц в спортивных костюмах, идёт на лыжах в кепке и френче. Художнику, по-видимому, не был чужд довольно рискованный для тех дней сарказм (1936 год отмечен очередной волной репрессий, связанных с убийством Кирова в декабре 1934 года). Партийный лидер Ленинграда Сергей Киров не отличался в отношениях с противоположным полом аскетизмом и был убит мужем одной из своих любовниц. На картине покойный, во имя которого в родном городе Дормидонтова (да и не только в нём) были репрессированы тысячи ни в чём не повинных людей, бежит на лыжах, переглядываясь с крутобёдрой физкультурницей…

Н.И.Дормидонтов (первый слева) с коллегой по цеху С.А.Павловым на открытии выставки "XV лет РККА" (1933 г. Москва)

Войну Дормидонтов провел в Ленинграде. Делал зарисовки, запечатлевая облик города, даже в самые суровые дни не оставляя карандаш и перо. Графическая серия «Ленинград в блокаде» созданная в нетопленной мастерской при свете коптилки, без пафоса, эпически и монументально, через тщательный и продуманный отбор изображаемых моментов показывает блокадный город. Лаконичные линии характеризуют движения персонажей, придавая рисункам редкую монолитность, где на целое работают даже мелкие, конкретизированные детали. Все листы серии выполнены тушью (лишь кое-где они подсвечены жёлтым или синим карандашом). К серии примыкает ряд почти документальных рисунков.

 Н.И.Дормидонтов, Зима 1941-1942 гг. в Ленинграде (1945 г., бумага, тушь, цветной карандаш, ГРМ)

В годы войны произведения Дормидонтова экспонировались почти на всех художественных выставках. Отдельные листы были показаны в 1942 году на Всесоюзной выставке «Великая Отечественная война». За них художнику был присужден диплом 1-й степени. 13 ноября 1943 года работы Николая Ивановича выставлялись на первой в Ленинграде военной выставке на улице Герцена, 38, куда, как вспоминают современники, в промерзший зал «измученные, истощенные выжившие художники, закутанные в платки и одеяла, тащили свои работы». Упоминаются работы Дормидонтова в списке 256 произведений (под №40), конфискованных специальной немецкой зондеркомандой в Сталинском художественном музее. Экспонаты передвижной выставки советского искусства, в том числе рисунок Дормидонтова «Погрузка соли (Солеварни в Новом Усолье)» (тушь, 28.5х36 см.), не были эвакуированы. Картины оказались захвачены немцами после оккупации города Сталино (Донецк). От всей выставки осталось 11 работ, спасенных донецкими художниками Грейлихом и Отрешко. Считается, что конфискованные экспонаты были отправлены в распоряжение командующего немецкой «Группы армий «А»» генерал-фельдмаршала Листа. Следы этих культурных ценностей теряются, до сего дня они «не всплывали» на официальных аукционах.

  Н.И.Дормидонтов, Срочный заказ для фронта (1942 г., х.м.,66х86, ГРМ)

Вопреки ожиданиям критики в послевоенные годы Дормидонтов почти не возвращается к темам спортивных и трудовых побед. Николай Иванович со свойственной ему целеустремленностью уходит в пейзаж. Село Рождествено в окрестностях Ленинграда становится Пенатами Дормидонтова, где он проводит почти круглый год, где речка Оредежь, где поля и леса. В пейзажах Дормидонтова нет броских видов и декоративного освещения - обычные состояния природы, но в повседневном художник видит внутреннюю красоту, скрытые могучие силы. Ближе всего художнику ранняя весна. Она волнует состоянием постоянного движения, готовностью к переменам, развитию и обновлению. От пейзажа к пейзажу наблюдает Дормидонтов пробуждение природы, прослеживает и переживает ее характерные проявления и различные состояния.

Н.И.Дормидонтов. "Последний снег" (1948 г., х.м., 100х140, лот №28, эстимейт 500 тыс. - 600 тыс. руб). Аукцион СОВКОМ №55 (2008 г.)

Безымянный холст 1947 года открывает пейзажный цикл. Названия последующих работ: «Зимний пейзаж» (1950 г.), «Березовая аллея. Март» (1954 г.), «Апрель» (1954 г.) – предельно условны. Холсты цикла объединяют многоплановая композиция и высокая линия горизонта, просторы полей, лесов, перелесков, глубинная протяженность троп. Художник не дробит форму мелкими живописными мазками. Он оперирует большими тональными пятнами, помогающими правдиво передавать пространственные отношения и дыхание просыпающейся природы. Большие заснеженные поляны и небо, занимающие, примерно, равные части холста и тонко увязанные в цветовом отношении, создают ощущение чистоты, воздушности, свободного чуткого пространства. Послевоенные пейзажи Дормидонтова полны ожиданием новой жизни и движения. Точно сама природа дала художник допуск к одной из своих сокровенных тайн.

 Надгробие на могиле художника.

…Дормидонтов скончался в 1962 году в Ленинграде и был похоронен на Богословском кладбище.

Олег Серебряков

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх