На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

В мире прекрасного

5 695 подписчиков

Свежие комментарии

Простой тест на гениальность

Умеете ли вы что-нибудь делать руками? Удовлетворение всяких физиологически нужд и вкручивание лампочек не в счет, имеется в виду нечто выдающееся, хотя бы по вашему мнению.

Бывают ли у вас разлития черной желчи?
Ваш знак зодиака - Дева, Телец или Козерог?
Бывают ли у вас затяжные приступы апатии и уныния? Такой, знаете ли, творческий паралич, который с древности называют «меланхолией».

Melencolia_I_(Durero).jpg
Альбрехт Дюрер "Меланхолия I", 1514, гравюра на меди

А вот вы его уже и прошли! Если на все вопросы ответ «да», то у вас есть серьезный шанс попасть в немногочисленное сообщество гениев. Ведь «меланхолия» и «гений» – понятия неразрывные.

Во всяком случае, так считали во времена Альбрехта Дюрера.


Итак, давайте и мы изучим знаменитую гравюру Дюрера «Меланхолия», ведь ее по квадратному миллиметру «прочесали» уже все, кому не лень. Во многих нынешних источниках (передирающих, по обыкновению, информацию друг у друга) указано, что это - зашифрованная аллегория Творчества, графическое воплощение размышлений Дюрера о роли Художника в мироздании и т.д. и т.п. Современные искусствоведы и историки искусств ищут глубокий смысл в изображении, делят его на уровни и секторы, читают «тайные знаки» и по-своему трактуют символический смысл многочисленных предметов, изображенных на гравюре – надо же им, бедным, как-то свои зарплаты и гранты отрабатывать! У меня тоже чешутся руки «поковыряться» в знаменитой картинке, так что приглашаю вас присоединиться.


Альбрехт Дюрер "Рыцарь, Смерть и Дьявол", 1513, гравюра на меди



Альбрехт Дюрер "Святой Иероним в келье", 1514, гравюра на меди.
Эта и предыдущая гравюры исследователями обычно объединяется в единый символический цикл. Иероним считался покровителем наук и ученых. Возможно, Дюрер, друживший со многими учеными и философами, сожалел, что не может войти в их круг и говорить с ними на одном языке. Кое-что визуальное также  объединяет эти гравюры: песочные часы и собака - символ преданности и веры. Очевидно, что Дюрера в то время всерьез занимал духовный и личностный поиск. Я бы еще добавила это:


Альбрехт Дюрер "Отчаявшийся" (или "Унылый"), 1515, гравюра на меди.
Аллегория красноречива: слава - сам художник, справа - обнаженная спящая женщина - символ лени и сладострастия, мужчина с кружкой - праздность и пьянство. Книга, символ знаний, заброшена далеко за край оврага, на дне которого корчится мятущаяся душа. 



Для начала нужно понять, в какое время жил Дюрер, кто его окружал, какие идеи и книги тогда были популярны.

Думаю, не нужно объяснять, что это было очень набожное общество, хоть и не всегда истинно благочестивое, люди во все времена одинаковы. Надо однако сказать, что религия для людей того времени не была чем-то вроде современных неубедительных идеологий для нас (ну, да, все, как один умрем, но у меня сегодня выходной!). Тогда ДЕЙСТВИТЕЛЬНО верили.



Бартель Бехам "Меланхолия".
Бартель и его брат Ганс Себальд (ниже) были учениками Дюрера.



Ганс Себальд Бехам "Меланхолия", 1520-30
И у него, и у брата фигурирует мельничный жернов - все будет измолото неумолимыми жерновами времени. У Дюрера тоже есть жернов, на нем сидит малыш-Путто.
Похоже, Дюрер породил настоящую моду на "многозначительные" картинки.



Для человека средневековья Бог был везде и во всем, его постоянно упоминали (хоть это, вроде, и не рекомендуется?), на него ссылались, ему поклонялись, его боялись и т.д. В записках Дюрера Бог ("Да хранит нас Господь!" и тому подобное) упоминается очень часто, хотя в подробном описании поездки во Фландрию я встретила множество его заметок о посещении лавок, мастерских и харчевен, правда, как-то не бросаются в глаза посещения церквей.

Нам известно, что авторитет Бога в то время был незыблем, а вот авторитет церкви и церковников сильно пошатнулся, что и привело к конечном счете к Реформации. Ведь если у нас принято в шутку говорить: «Да она ровесница Октября!», то вот как раз о Дюрере можно сказать, что он ровесник Реформации.

После Дюрера к теме меланхолии обращались многие художники:


Только Лукас Кранах ст. обращался к теме 4 раза! 1532. И еще:


1532


1532


У Кранаха, по всей видимости, аллегория имеет несколько иной посыл, чем у Дюрера: Крылатая женщина, символ Меланхолии и Творчества, печально наблюдает за глупой возней детей неразумных (человечества), издевающихся над собакой (верой). Инструменты у ее ног она использует, пытаясь сделать мир лучше, однако ему, миру, похоже нет до этого дела. Беспечные дети играют, не замечая грозовых туч, в которых кишат ведьмы и злобные языческие божки. 

Другие:


Маттиас Герунг "Меланхолия в Саду Жизни", 1558



Георг Пенц, "Меланхолия" 1514



Франц Брун, "Меланхолия" 1536 


Джон Давид Несенталер, 18 век



При всей религиозности людей, в Средние века им не были чужды научные изыскания, хоть иногда и довольно экстравагантные. После, действительно, темных времен, вдруг вспомнили про идеалы античности, перечитали Платона, совсем по-другому взглянули на науки и искусство, в том числе и религиозное.

Нюрнберг 15-16 века был весьма прогрессивным и процветающим городом, и был богат талантами: вы знаете, что на всю Европу была знаменита Нюрнбергская ювелирная школа, к которой принадлежал отец и брат Альбрехта. Изделия нюрнбергских ювелиров и игрушечников славились далеко за пределами города. Теперь их непревзойденные ювелирные изделия можно видеть практически в любом серьезном музее Европы. Я, к примеру, их видела в Дрезденской галерее, в Сокровищнице Габсбургов в Вене, в Оружейной палате в Москве и даже в Музее исторических драгоценностей в Киеве.



Изделия нюрнбергских ювелиров, 1490
Не исключено, что одну из этих штуковин делал отец Дюрера.



Альбрехт Дюрер. Эскиз декоративного фонтана. 1509. Рисунок пером с размывкой цветной тушью.
Думаю, комментировать не надо.




Идем дальше. В родном городе Дюрера проживало сразу несколько философов и гуманистов, в том числе Виллибальд Пиркхаймер, с которым Дюрер дружил всю жизнь – он был просто помешан на истории и культуре греческой и римской древности. Встречался Дюрер и с Эразмом Роттердамским, и даже сделал два его графических портрета. Правда, Эразм потом немного огорчился, что художник изобразил его толстым - философ, а все туда же!





Лист из Календаря Регимонтана, 1474


Картограф и историк Хартман Шедель, создатель «Нюрнбергской хроники», был современником Дюрера. Более того, саму «Хронику», вышедшую в 1493, в год 22-я Дюрера (когда тот написал «Автопортрет с остролистом»), напечатал Антон Кобергер – крестный отец Альбрехта. Он был владельцем одной из самых известных в Северной Европе типографий. Думаю, Дюрер и Шедель должны были встречаться, хоть картограф был намного старше его.

Изобретение книгопечатания произошло буквально за 20 лет до рождения художника, а уже при в 1498 году в Типографии Коберга были отпечатаны оттиски знаменитой серии гравюр на дереве «Апокалипсис» Дюрера.



Типы темпераментов. Иллюминированный манускрипт 15 века. 
Угадать, где какой, можно только по символическим животным.


Типы темпераментов. Из манускрипта 15 века. 
Мне кажется, это назидание девицам, какого мужа выбирать: флегматик будет целыми днями мечтать и музицировать, холерик - бить, сангвиник замучает страстью, а меланхолик будет спать и нудить. Выбор очевиден, я считаю.



Тут в типах можно разобраться по нечитабельным подписям.

Были и другие интересные инновации, свидетелем которых стал Альбрехт – вот к примеру, в его родном Нюрнберге Петером Хенлайном были изобретены первые карманные часы. Они сохранились до сих пор, их называют «Нюрнбергское яйцо» из-за овальной формы.

В Нюрнберге в 1492 году Мартин Бехайм сконструировал первый глобус, «земное яблоко» – не зря на гравюре «Меланхолия» мы видим модель земли, как и на многих других его гравюрах. «Яблоко» было знаменитой нюрнбергской достопримечательностью, любой горожанин и гость мог видеть его в приемном зале городской Ратуши. Я просто уверена, что 21-летний Дюрер тоже бегал в Ратушу смотреть на диковину – ведь он, судя по его записям и гравюрам, их просто обожал!

Я рассказываю вам об этом, чтобы у неискушенного читателя не сложилось мнение, что это были дремучие времена, когда в Европе полыхали костры инквизиции, люди не мылись годами и тысячами умирали от инфекций, ели и носили черт-то что, и народ только занимался тем, что тяжко работал до седьмого пота, а в свободное от работы время разбивал лбы о холодные полы церквей.



Альбрехт Дюрер. Карта звездного неба


Это было время пробуждения, подъема, открытий и изобретений, и Нюрнбергу того периода, а заодно и Дюреру, особенно повезло: на некоторое время на этой территории утихли военные конфликты (всякие там Маркграфские войны), долгое время сотрясавшие Баварские земли, и даже пламя Реформации не коснулось города на Пегнице – лютеранство пришло сюда довольно тихо и мирно, причем Дюрер был тому свидетелем, это произошло за три года до его смерти.




Тут темпераменты можно различить по стихиям: сангвиник - воздух, холерик - огонь, флегматик - вода, меланхолик - земля.


У флегматиков и меланхоликов доминирующими считалось женское начало, у холериков и сангвиников - мужское.


Еще один манускрипт, французский. 15 век.


Тут можно по животным угадать.


Науки вполне себе процветали, очень популярной была астрономия, и особенно астрология. Теологи прошлого, такие как авторитетнейший Фома Аквинский и Альберт Кельнский, еще в 13 веке снисходительно смотрели на эти науки и даже использовали их, слегка «адаптировав» под католическое вероучение. И все эти языческие венеры-сатурны, странным образом «интегрировались» в сознание средневекового человека, не особенно мешая почитать Христа. Считалось, что звезды «физически» влияют на судьбу человека, но ведь они же все равно созданы Богом, значит в любом случае, конфликт интересов отсутствует. И если деяния Бога не судимы и неисповедимы, то поведение звезд вполне можно изучать и даже предсказывать, что и делалось с разной степенью научности.

Очень популярны были в Германии работы немецкого епископа Николая Кузанского (он жил буквально на поколение ранее Дюрера), по совместительству астронома, который еще до Коперника, Джордано Бруно и Галилея предсказал бесконечность космоса и движение небесных тел.



"Анатомический человек" из "Великолепного часослова герцога Беррийского"

Николай Коперник, практически ровесник Дюрера, буквально накануне создания гравюры «Меланхолия» распространил свой трактат «Малый комментарий о гипотезах, относящихся к небесным движениям» - предтеча большого труда «О вращении небесных тел». Слава молодого астронома в Европе росла день ото дня.

Да и в самом Нюрнберге астрономия и астрология были на высоте. Когда Дюреру было 6 лет, скончался известнейший нюрнбергский астролог того времени Йоган Мюлле (он же Регимонтан). Он создал новую систему астрологических домов, которая вытеснила более старую, Кампановскую. Думаю, это активно обсуждалось и муссировалось в немецких научных кругах в конце 15 века.




Георг Пенц. Середина 16 века.
Здесь можно видеть не только символических животных, но и птиц. Так что теперь вы знаете, что меланхолию символизирует лебедь. И тут темпераменты изображены в женском, "дюреровском" обличье.


Сам Дюрер довольно близко общался с придворным астрологом и поэтом Иоганном Стабием, они вместе работали над заказом императора Максимилиана Первого – грандиозной Триумфальной аркой, украшенной гравюрами. Дюрер отвечал за художественную часть, а Стабий «прорабатывал» символы.

Здесь надо упомянуть, что Дюрер и сам увлекался астрономией и даже создал в 1512 году карту звездного неба по заказу все того же Иоганна Стабия. Говорят, в его доме в мансарде было устроено что-то наподобие обсерватории. Добавлю, что со Стабием у него были довольно приземленные отношения: в одном из писем Дюрер просит его похлопотать у императора о гонораре за труды, ведь сам Дюрер с Максимилианом не встречался, а Стабий находился большую часть времени при дворе в Вене.


Последняя живописная работа Дюрера: "Четыре апостола", 1526.
Считается, что здесь он тоже "зашифровал" четыре темперамента: Иоанн (слева) - сангвиник, Петр - флегматик, Марк - холерик, Павел - меланхолик. 


Так что церковь церковью, но и о физических светилах того времени люди не забывали! Думаете, вы одни верите в гороскопы?

Еще в иллюминированных манускриптах 15 века (например, в «Беррийском часослове») мы можем видеть анатомические рисунки человека со знаками зодиака. Считалось, что знаки «отвечают» за судьбу человека и за «подотсветсвенные» части тела. Они связанны не только с расположением звезд, но и находятся под влиянием планет: Венеры, Юпитера, Сатурна и т.д. Кроме того, с ними связанны стихии, символические животные и растения, а также «жидкости» человеческого тела. Знаки зодиака неоднократно подвергались различным классификациям и градациям.


Альбрехт Дюрер "Адам и Ева", 1504
Еще раз к теме темпераментов Дюрер обращается в этой гравюре на меди. У ног Прародителей можно видеть животных: кот символизирует холерический темперамент, кролик - сангвиник, лось - меланхолик, вол - флегматик. До грехопадения все стихии находились в равновесии, животные сидят спокойно, кот равнодушен к мыши, находящейся буквально под его носом. После свершения первородного греха баланс и гармония были нарушены.


Медицина того времени тоже была очень связана с астрологией. Вот тут-то и вступало в силу деление на темпераменты, которые «придумал» в свое время еще Гиппократ, а позднее теорию дополнил Гален. Темпераментов выделяли четыре: сангвиник, флегматик, меланхолик и холерик – в зависимости от преобладающих «жидкостей» («гуморов»). Вот здесь очень важным было влияние планет. Людей, родившихся под знаками зодиака, подчиняющимися той или иной планете, так и называли: «дети Сатурна», «дети Венеры» и т.д. Вспомним немного?

Сангвиник (от «сангва» – кровь) – сильный, живой, бойкий, веселый. Преобладающая жидкость – кровь. Влияющая планета – Юпитер, элемент – воздух, сезон: весна, время суток - день. Также сангвиникам соответствует период жизни человека – детство. Знаки зодиака – Близнецы, Водолей, Весы. Юпитер – соперник мрачного Сатурна. Животные – кролик (заяц), обезьяна.

Холерик – от «холе», желчь. Здесь имеется в виду так называемая «желтая желчь». Это сильный, но иногда вспыльчивый и агрессивный типаж. Он находится под влиянием воинственного Марса. Элемент – огонь, период жизни – молодость, время суток – полдень, время года – лето, знаки - Овен, Лев, Стрелец. Животные – кот или лев.

Флегматик – «флегма» (слизь). Спокойные, даже сонливые и немного медлительные люди. Находится под патронатом Луны, элемент – вода, возраст – старость, животные – лягушка, рыба, свинья, вол, время года – зима, время суток – вечер. Знаки зодиака: Рак, Скорпион, Рыба.


Якоб де Гейн "Сатурн-Меланхолия", 1595

Меланхолия – «мелан холе»: «черная желчь». Угрюмые, склонные к депрессии. Власть Сатурна, элемент – земля, животные – лось (?!), козел, змея, еще свинья по некоторым версиям. Еще аллегорией Сатурна является дракон, нередко – кусающий себя за хвост. На гравюре Дюрера мы противное существо, смахивающее на летучую мышь и держащее в лапах надпись «MelencoliaI», это скорее всего такой мини-дракончик ( у летучих мышей, если помните, нет такого хвоста). Знаки зодиака – Козерог, Телец, Дева, пора года – осень, время суток – вторая половина дня, возраст – зрелость.


Неизв. "Сатурн". 1465

Сатурн (Кронос или Хронос) – мрачнейший из персонажей античности, жуткий старик, символизирующий течение времени, смерть и безумие (психическое расстройство - один из симптомов сатурнизма, вызванного отравлением свинцом); людоед, пожирающий собственных детей. Вообще-то, изначально Хронос (Время) был совершенно самостоятельным, отдельным противным стариком, но еще во времена Древней Греции из-за схожести имен их стали путать с Кроносом (Сатурн – это римский вариант имени), а потом и вовсе решили – пусть будет один противный старик.

К слову, о детях Сатурна – к их числу относят калек, самоубийц и мизантропов, всяческих социопатов и склонных к преступной деятельности типов. В доме Сатурна, в своей родной стихии земли, дети Сатурна могут быть вполне законопослушными гражданами: честными, трудолюбивыми фермерами и… могильщиками. Интересно, что художники и прочие творцы, а также ученые с глобусами и циркулями считались детьми Юпитера, являющегося антиподом Сатурна (в мифологии – Юпитер (он же Зевс) был «недоеденным» сыном Сатурна, свергнувшим отца). Не смотря на это, именно творческим людям приписывали меланхолический склад характера еще Цицерон и Аристотель.

В те времена меланхолия считалась особой формой помешательства, хотя с ней и связывались задатки гениальности, так что те, кто успешно прошел тест, повторюсь - у вас есть надежда! Представители «артистических» профессий непременно должны быть наделены меланхолическим темпераментом (как и фермеры и могильщики?). Вид желателен как у людей, страдающих отравлением свинцом - горящий, но тоскливый взгляд, угрюмость и смертельно-бледная кожа. Эта идея почему-то популярна до сих пор, только неотъемлемой частью нынешней творческой меланхолии обязательно должен быть еще и алкоголизм.


Неизв. "Сатурн и его дети".
Неизвестно только, почему присутствуют "посторонние" знаки зодиака - Водолей. А дети все на месте: преступник в колодках, калека, могильщик, землепашец.


Теория темпераментов была неразрывно связанна с алхимией и превращением элементов (видели тигель алхимика слева на заднем плане гравюры?), а также с теорией «сущностей» (не совсем официально дозволенной). Считалось, что человек – это совокупность сущностей, на которые также влияют звезды и внутренние жидкости. Если доминирует один из важнейших элементов, это выражается в превалировании сущности и системы организма:

"Я", личность - кровообращение – холерик;
Астральное тело - нервная система – сангвиник;
Эфирное тело - железы – флегматик;
Физическое тело – костно-мышечная система – меланхолик.


Неизв. "Сатурн и его дети". 16 век
Здесь опять Водолей. Видимо, со временем, представления о "подчиненных" созвездиях менялись.



Неизв. "Сатурн и его дети". 15 век


В норме, у здорового человека, должно было наблюдаться равновесие жидких сред организма («темперо» - уравновешивать), если же случался дисбаланс, человек заболевал. Лечили «от противного»: давали средства, нейтрализующие избыточное и дополняющие недостающее. Почему бы не пустить кровь сангвинику? Ведь у него ее много! Избыток «черной желчи» у меланхоликов рекомендовали удалять, принимая настой морозника и корня мандрагоры. Вообще, Гиппократ считал, что черная желчь – штука опасная, удалить ее излишки из организма практически невозможно, и их накопление ведет, в конечном счете, к развитию опухолей.

Вообще, считалось, если со звездами все хорошо, тогда Юпитер сдерживает пагубное влияние Сатурна, и у творческих людей все в порядке с их циркулями (это был атрибут архитектора) и прочими инструментами, если же его власть ослабевает, все творческие инструменты отбрасываются в сторону, творец впадает в меланхолию, сидит печальный и размышляет, что лучше: повеситься или выпить яду – как на гравюре Дюрера.


Мартен ван Хемскерк "Сатрун-Меланхолия", 17 век.
Здесь уже со знаками Зодиака все в порядке.
Считалось, что меланхолики склонны к самоубийствам - слева мы видим повесившегося. Таким образом, Меланхолия перекликалась с одним из смертных грехов - унынием:




Джотто ли Бандоне "Уныние" 1305

Теперь, надеюсь, вы поняли насколько важной для современников Дюрера была теория темпераментов, и как она влияла на разные сферы жизни.

Интересно, что до сих пор типы темпераментов учитываются в медицине, их изучал Павлов, тот самый, которого собака, только теперь они называются «типы нервной деятельности». Считается, что они редко встречаются в чистом, «рафинированном» виде, чаще все-таки бывают смешанные и «приглушенные» варианты.


Очень смешная, на мой взгляд, миниатюра из манускрипта 15 века с назидательным смыслом: кто будет уничтожать своих детей, того кастрируют! У Сатурна здесь такой интеллигентный вид. 

Сейчас принято считать, что к меланхоликам себя относил и Дюрер, однако друзья воспринимали его, как вполне веселого и живого человека, да и по автопортретам не похож он на мрачного мизантропа со всеми его франтоватыми нарядами и подвитыми кудрями. Не забывайте, однако, что родился Дюрер 21 мая – в последний день Тельца, находящегося под влиянием Сатурна, так что хотя бы формально он имел право причислять себя к его детям.

Заметно также, что в последние годы жизни он создал очень мало живописных работ, в основном делал графические портреты друзей и близких, то есть активность его творческой деятельности значительно снизилась, он перестал создавать автопортреты, много болел. Не исключено, что у него действительно развилась меланхолия – то, что мы сейчас называем депрессией.

Давайте же вернемся к гравюре, а то меня совсем куда-то в сторону занесло на три страницы. И опять же отвлечемся!

Изображения типов темпераментов придумал, конечно, не Дюрер, они встречаются задолго до него, как на гравюрах на дереве, так и в манускриптах. Почин мастера подхватили и ученики, а потом и более поздние последователи, создав подобные же изображения с другими деталями, которые могут нас натолкнуть на новые идеи. Вероятно, символизм таких изображений в 16 веке был общепринят и понятен, но за 500 лет мы это знание утеряли, так что приходится теперь разбираться заново.


Ян Санендредам, "Сатурн", 17 век

Художники обычно изображали либо все темпераменты рядышком, либо отдельной серией гравюр или рисунков. Не исключено, что название гравюры Дюрера «Меланхолия I» - это часть серии, дальше должны были последовать «Холерик II», «Флегматик III» и т.д. Возможно, Дюрер и создал такую серию, просто сохранилась только Меланхолия. А может, он сделал Меланхолию первой, как символический портрет своего (как он считал) темперамента, а остальные делать поленился. Решил: «Ладно, будет отдельная такая штуковина, а они пусть потом ломают головы над глубоким смыслом и копируют».


"Магический квадрат" Дюрера

В качестве символа Меланхолии часто изображали крылатую женщину, которую на гравюре Дюрера с ходу идентифицировать как женщину не так-то легко. Некоторые источники в Интернете, описывая гравюру, пишут: «крылатый гений», поскольку определить половую принадлежность крылатого существа сложно – крупное довольно создание, а длинные волосы – ну, что же, например, у самого Дюрера подлиннее были. Длиннополым платьем же и сейчас можно легко сбить с толку. Если отбросить некоторую «дебелость», «сидящее» можно принять за ангела. Зато на подобных работах его учеников, братьев Бехам, у крылатых дам четко видны «перси», тут уж ни с каким «гением» не спутаешь.

У дюреровской Меланхолии венок из водяного кресса – защита от влияния Сатурна; не очень эффективная – судя по позе и выражению лица дамы.


Неизв. "Время изгоняет Меланхолию", Фландрия, 1530
Вот оно - лекарство! Автор изобразил Меланхолию не в столь идиличном образе, как Дюрер.



До Дюрера однако, Меланхолию нередко изображали в виде старика с косой – это и есть Кронос (еще в античности отожествленный с Хроносом), он же Сатурн. Последний, если помните, лакомился собственными детьми, поэтому его часто рисовали с пухлым младенцем под мышкой, либо пытающимся отгрызть кусок от упомянутого младенца – что не правильно. По легенде, он глотал их целиком, причем с пищеварением у него явно были проблемы: когда Юпитер победил отца, он заставил отрыгнуть съеденных отпрысков обратно, и они вышли из нутряных недр живые и здоровые.

Почти всегда у деда в руках коса – символ равенства всех перед неизбежной смертью, реже встречается серп. Это более поздние трактовки, ведь «Сатурн» - от латинского «сатус» - посев. Сатурн изначально считался богом земледелия и урожая, знаменитые сатурналии, по сути – Праздник урожая. Для средневекового человека античный символ земледелия казался слишком простым и утилитарным, его стали наделять другим, более зловещим смыслом. Со временем коса перекочевала в руки скелетообразной смерти, тоже очень популярный символ в 15-16 веке – это отдельная тема для разговора.


Разве это летучая мышь? Это дракончик; дракон - символ Сатурна.

От Хроноса остался символ времени – песочные часы. Вы уже знаете, что в то время уже были изобретены карманные, но зловещий обнаженный старик смотрелся бы нелепо с изящным хронометром на цепочке в руках. Хотя и хронометры, как символ времени, тоже активно использовались в живописи, только позже, в 16-17 веке – в натюрмортах-ванитас. Тоже, естественно, как символ суеты сует, бренности всего живого и быстротечности времени.

Более всего будоражит воображение исследователей магический квадрат справа от головы женщины. Нумерология тоже была очень популярна в то время, как раз при жизни Дюрера (и потом немного позже) прославились в Германии дерзкие лекции и трактаты Генриха Корнелиуса (он же Агриппа Неттесгеймский), алхимика, астролога, нумеролога и оккультиста. К слову, кроме нумерологии и алхимии, Агриппа изучал и теорию темпераментов. Он считал, что как раз влияние Сатурна рождает «меланхолическую одержимость», в человеке открывается способность к высшим формам интеллектуальной, и особенно духовной деятельности.


Джорж Гловер. "Меланхолия", 1620
Если бы не надпись, можно было бы подумать, что это сельская кумушка, у которой сбежало молоко. Вот так за 100 лет меняются крылатые женщины.


И таких одержимых существует три типа: первый тип – преобладание «чувств», люди искусства и ремесленники (включая, понятное дело, Дюрера), второй – преобладание «ума», мыслители и философы, третий – преобладание «интуиции», богословы, теологи. Первый уровень – самый поверхностный, для того, чтобы перейти на последующие, необходимы особые свойства ума и способности. На гравюре отображен первый тип меланхолии (еще одна трактовка цифры «I» на подписи). Считалось, что Дюрер запечатлел свое отчаяние из-за неспособности Художника проникнуть на более «продвинутый» уровень. С этим связано и наличие лестницы на гравюре – символ подъема на более высокий уровень.

Кошелек, прикрепленный к поясу Меланхолии, может символизировать «продажное» творчество - хотя сам Дюрер внешне абсолютно не комплексовал по этому поводу, хотя мог испытывать внутренний диссонанс. Ключи – символ сокрытых недоступных тайн.

Всеобщее увлечение нумерологией не могло обойти стороной пытливого Дюрера. Его «магический квадрат» - первый из запечатленных в изобразительном искусстве. Два средних числа в нижнем ряду – «15» и «14» - год создания гравюры, а сумма чисел по всем горизонталям, вертикалям и диагоналям равна 34. Такая математическая симметрия интересна еще потому, что самому Дюреру тогда было 43. Буквам тогда тоже соответствовали определенные цифры, и 34 - сумма цифр имени Дюрера.


Джовани Бенедето Кастильоне, "Меланхолия" 1660

Не исключено, что игра с цифрами лежала и в основе «идеологической» идеи создания гравюры. Ведь в 1500 году вся Европа готовилась к Концу света (к этому и Дюрер приурочил свой «Апокалипсис»), и готовилась так рьяно, что когда он не наступил, эсхатологически настроенное и «разочарованное» народонаселение принялось переносить дату Конца. Как один из вариантов, предполагался 1515 год – такая красивая симметрия цифр, тем более, что суммированные «два раза по 15» составляют две шестерки, а «6» – число Сатаны!
Не исключено, что неутешительные размышления о бренности и неизбежности конца и вдохновили художника на создание печальной гравюры.

Есть версия также, что гравюру Дюрер создал для императора Максимилиана Первого. Как известно, за пять лет до этого у императора погиб сын, Филипп Красивый, и безумного любившая мужа невестка Максимилиана, Хуана (получившая позднее прозвище «Безумная») на этой почве сошла с ума и три года таскала за собой по Европе гроб с трупом мужа. Правда, странности за ней наблюдали и ранее. Известно, что в пожилом возрасте и мать Хуаны страдала от приступов тяжелой меланхолии. Обо всем этом император не мог не знать, и сам, говорят, до ужаса боялся безумия и вообще влияния Сатурна. Не ясно, правда, зачем тогда он заказал гравюру, напоминающую ему о его страхах.


Энтони Фредерик Сэндис "Меланхолия", кон. 19 века
Ну, вот, и до ваших любимых прерафаэлитов добрались.


Отдельной трактовки требует присутствие кометы на небосводе. Настоящую комету, несомненно, мог наблюдать Дюрер в нюрнбергском небе как раз во время работы над гравюрой. Вот одна из записей астрономов более позднего времени о ней: «1513. Комета: с конца декабря 1513 по 19 или 21 февраля 1514; прошла от конца знака Рака до конца знака Девы; видна всю ночь». Комета исчезла с поля зрения наблюдателей у ног зодиакальной Девы (крылатая женщина на гравюре?) на границе с Весами (весы на стене?). По существовавшей в эпоху Возрождения классификации комет эта как раз относилась к «сатурнианским». В 1513 году Сатурн находился в Весах.



Обложка трактата Роберта Бертона "Анатомия Меланхолии", 1638

Столярные инструменты у ног женщины могут символизировать ремесло, творчество. Здесь же мы видим лезвие косы – символ Сатурна. Мне показалось интересным, что Дюрер изобразил тот же набор инструментов, что и нарисовал когда-то Робер Кампен у ног святого Иосифа в «Меродском алтаре». Весьма возможно, он сделал это просто потому, что это такие же традиционные столярные инструменты. Инструменты Иосифа (пилу, топор и что-то вроде круглого рашпиля) исследователи связывают со словами из Исайи: «Величается ли секира перед тем, кто рубит ею? Пила гордится ли перед тем, кто двигает ее? Как будто жезл восстает против того, кто поднимает его! Как будто палка поднимается на того, кто не дерево!» (Исайя, 10:15).




Фрагмент "Меродского алтаря", Робер Кампен

Эти слова из пророчества угрожают самонадеянным еретикам и неверующим (в лице ассирийцев), которым не избежать гнева и наказания Божьего. Не исключено, что четыре гвоздя, лежащие справа у ног дюреровской  Меланхолии – тоже некий христианский символ (гвозди, которыми был прибит к кресту Христос). Возможно, Дюрер тоже на что-то намекает – это может быть тайное признание в сомнении и недостаточно глубокой вере.

Ну вот, тест на гениальность вы прошли, и в гравюре мы «поковырялись».
И вот смотрю я на эту «Меланходию»…

А ведь ощущение нераскрытой тайны осталось!

Дюрер – он такой!

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх